A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Выступление Министра труда и социальной защиты населения РК на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК («Программа занятости 2020») 16.05.2011г.

Құрметті депутаттар!
Құрметті мәжіліске қатысушылар!

Үдемелі индустриялық-инновациялық даму бағдарламасын іске асыру, өз кезегінде, жаңа жұмыс орындарын құруға, халықты жұмыспен қамтуға ынталандырудың жаңа тетіктерін іске қосуға мүмкіндік беретіні сөзсіз.
Индустриаландыру Картасы шеңберінде 370 мыңға жұық жұмыс орны құрылмақ.
Жаңа объектілердің құрылысы кезеңінің өзінде 207 мың адам қатысып, кейін, жаңа кәсіпорындарда 161 мың тұрақты жұмыс орны құрылады.
Бұған қоса, «Бизнестің жол картасы-2020» бағдарламасы да еліміздегі жүздеген шағын және орта кәсіпорындардың белсенділігін арттыра, мыңдаған жаңа жұмыс орындарының пайда болуына септігін тигізеді. 
Успешная реализация индустриально-инновационной политики во многом будет зависеть и от трудовых ресурсов, их количественной и качественной обеспеченности. 
По статистике численность населения Казахстана на 1 января 2011г. достигла 16,4 млн. человек. 
Более 48% населения – это занятое население, при этом удельный вес наемных работников составляет 31,7 %, и доля самозанятых - 16,5% от численности всего населения.
За последние десять лет произошли позитивные изменения.
Население в целом увеличилось на 1,8 млн. чел., количество наемных работников возросло на 1,7 млн. чел., что свидетельствует об увеличении числа созданных новых рабочих мест.
Реальные доходы казахстанцев увеличились более чем в 2,6 раза.
В полтора раза увеличилось количество обучающихся – это квалифицированные кадры в будущем, в полтора раза сократилось количество безработных, однако численность самозанятых осталась практически неизменной.
В лице самостоятельно занятого населения мы имеем огромный внутренний резерв на рынке труда. 
В 2010 году численность занятого населения достигла 8,1 млн. человек. Из них наемные работники составили 5,4 млн. человек, или 66,7%, и самостоятельно занятые – 2,7 млн. человек, или 33,3%.
Ситуация с категорией самозанятых лиц неоднозначна, актуальна для каждой страны, в том числе для Казахстана, начиная от методики оценки их численности до определения их правового статуса.
Как показывают статистические исследования, оценка численности самозанятого населения полностью зависит от принятой интерпретации самого понятия самозанятости.
В Казахстане под самостоятельной занятостью понимается занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг (где собственное потребление рассматривается как часть дохода). 
Органами статистики выделяются такие группы самостоятельно занятых лиц, как работодатели, самостоятельные работники, неоплачиваемые семейные работники и члены производственного кооператива.
Если говорить о структуре самозанятого населения, то основную долю самозанятых или почти 91% составляют самостоятельные работники, 6% - работодатели, 2% - члены производственного кооператива и 1% - неоплачиваемые работники семейных предприятий. 
Анализ распределения численности самозанятого населения по месту жительства свидетельствует о существенном превышении их на юге страны и в сельской местности. 
В настоящее время доля численности сельского самостоятельно занятого населения составляет 71,2%, и, соответственно, 28,8% работают в городах.
Самозанятые лица, которые составляют более 33% занятого населения, производят лишь около 10% от валовой добавленной стоимости в республике.
Производительность у самозанятых практически в 6 раз ниже, чем у наемных работников.
По уровню образования, если среди городского самостоятельно занятого населения 27% имеют высшее образование, 32% - среднее специальное и 41% - среднее, то на селе из них высшее образование имеют лишь 8,5%, 15% средне специальное и более 76% - среднее образование.

В вопросах самозанятого населения, важным является определение ее роли в развитии экономики. 
Самозанятость является переходной формой от наемного труда к предпринимательству. Мировой опыт говорит о том, что ни правительство, ни крупный бизнес, ни в одной стране не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Поэтому очевидна необходимость развития мелкого и среднего бизнеса, основанного на самозанятости.
Пенсионное обеспечение и социальное страхование по действующему законодательству затрагивает только самозанятых лиц, работающих в правовом поле. Это лица, зарегистрированные в качестве адвокатов, частных нотариусов, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
И в этой связи, важным является вопрос создания условий для вывода их в легальную рыночную среду.
Относительно государственной поддержки, как свидетельствует мировой опыт, программы содействия (стимулирования) самозанятого населения через обучение относятся к числу наиболее успешных программ, с точки зрения последующего трудоустройства и устойчивой занятости.
С позиции поддержки микробизнеса, содействие самозанятости должно заключаться не только в упрощении выдачи кредитов, но и в поиске новых ниш для активных людей, в оказании им консультационной помощи. 

С учетом этого и новых требований к рынку труда, предъявляемых программой ФИИР, Главой государства перед правительством и акимами была поставлена задача, разработать и принять новую программу занятости населения.
Правительством в марте т.г. утверждена Программа занятости до 2020 года. 
Главной ее целью определено повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
Прежде всего, она будет направлена на самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных казахстанцев. 
При этом нам предстоит также развить кадровый потенциал для реализации программ индустриализации и усовершенствовать систему оказания адресной социальной помощи.
Начало реализации Программы предполагается с 1 июля текущего года.
Программа предусматривает три направления. 
Первое – профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством.
Второе направление – содействие в организации собственного дела и, прежде всего, на селе. 
И третье - в случае, когда перспектив для трудоустройства или развития бизнеса по месту проживания нет, Программа предложит возможность переехать в более развитый регион, что в свою очередь, будет способствовать повышению мобильности трудовых ресурсов.
Профессиональное обучение будет базироваться на получении знаний в учреждениях технического и профессионального образования. Помимо этого будут предложены как курсы переподготовки кадров (до шести месяцев), так и курсы повышения квалификации (до трех месяцев). 
Заявления и документы претендентов на участие в Программе будут рассматриваться специальной рабочей группой, создаваемой из числа работников Центра занятости, представителей органов и организаций образования, работодателей и профсоюзов. 
Данная рабочая группа посредством анализа представленных документов и проведения индивидуального собеседования с претендентами вносит предложение о включении претендентов в состав участников программы.
Для участников Программы по данному направлению государством будет предложены меры поддержки в виде бесплатного обучения, компенсации расходов за проезд до места обучения и обратно (разово) и ежемесячно за проживание. Ежемесячно также будет выплачиваться стипендия.
Новеллой Программы является введение социального контракта между участником Программы и государством, представляющий собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство.
Правилами реализации данного направления будут предусмотрены:
прохождение промежуточной и итоговой оценок приобретенных в ходе обучения участниками Программы знаний и навыков;
случаи и условия отчисления участников Программы (прогулы без уважительных причин; неуспеваемость или неудовлетворительная промежуточная оценка знаний; нарушения внутреннего порядка организации образования и законодательства Республики Казахстан).
В целях трудоустройства участников Программы создается общенациональная база данных текущих и перспективных рабочих мест, с учетом реализации всех инвестиционных проектов в стране.
Наряду с постоянным трудоустройством после обучения, будет широко применена программа создания на предприятиях социальных рабочих мест сроком до двенадцати месяцев, с субсидированием до половины размера заработной платы государством.
Также государство поддержит предприятия и организации, готовых обучить и трудоустроить участников Программы, путем возмещения работодателю до 70% затрат на подготовку кадров. Этот компонент вводится с 2012 года.
Работодатели, желающие принять участие в профессиональном обучении участников Программы с их последующим трудоустройством, самостоятельно определяют организацию, где будет производиться профессиональное обучение, заключают с ней договор о профессиональном обучении участников Программы. Подают в центр занятости населения заявку с указанием количества направляемых на профессиональное обучение участников Программы, перечня профессий (специальностей) и количества рабочих мест, предоставляемых участникам Программы, завершившим обучение. 
Центр занятости заключает с работодателями соответствующий договор и направляет участников Программы в указанную работодателем организацию для прохождения профессионального обучения.
Работодатель оплачивает организации полную стоимость профессионального обучения, с последующим возмещением его расходов после окончания полного курса обучения и присвоении участникам Программы квалификации (получении специальности) и издания работодателем акта о приеме их на постоянную работу.
Учитывая, что большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных проживает в сельской местности, и, понимая, что создание постоянных наемных рабочих мест в сельских регионах будет нелегко, Программа предусматривает меры содействия развитию предпринимательства на селе.
Это направление программы рассчитано для граждан, желающих организовать или расширить свое дело. 
В данном случае участникам Программы будут оказаны следующие виды государственной поддержки:
обучение основам предпринимательства;
предоставление консультативных услуг;
предоставление микрокредитов;
развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Основным механизмом реализации данного направления будет микрокредитование. 
Первоначально потенциальный участник данного направления обращается в Центр занятости, где ему после проведения собеседования будет предложено пройти бесплатные курсы обучения основам предпринимательства продолжительностью до 1 месяца. 
Им будет оказана бесплатная консультативная помощь и помощь в составление бизнес-плана. 
После этого потенциальные участники Программы разрабатывают бизнес- планы проектов и обращаются в микрофинансовые организации, через которые будет осуществляться микрокредитование. 
Сами же микрофинансовые организации будут определяться на конкурсной основе, к ним будут определены требования к опыту работы, кредитному портфелю, залоговому обеспечению и др.
Конечным заемщикам предусматривается выдача микрокредитов на срок до пяти лет, в сумме до трех млн. тенге. Возможна отсрочка по уплате вознаграждения по основному долгу сроком до 18 месяцев, но не более одной трети всего срока кредитования.
При этом микрокредиты не предоставляются на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.
В микрокредитовании будут задействованы наряду с микрокредитными организациями и кредитные товарищества, создаваемыми потенциальными участниками программы.
Кредитные ресурсы микрофинансовым организациям будут предоставляться по ставкам в пределах средней доходности государственных ценных бумаг на момент выдачи кредита.
Бюджетные кредиты на эти цели нижестоящему бюджету будут предоставляться по ставке 0,01%, а также государством будет регулироваться максимальная эффективная ставка для конечного заемщика. 
Здесь также параллельно активно будет задействована начатая нами, совместно с НДП «Нур Отан», программа «Ертенің үшін аянба!», которая нацелена на повышение информированности населения в выборе вида и ведения бизнеса, в том числе домашнего.
Помимо этого, если для организации своего дела, будущему предпринимателю, будет необходимо доведение недостающей инфраструктуры, то есть строительство дороги, подведение тепло- и водоснабжения, канализационных, телефонных и электрических сетей,– все эти расходы государство по Программе берет на себя. 
Третье направление программы связано с мерами государственной поддержки тех граждан, которым в силу отсутствия возможности трудоустроиться или заняться собственным делом по месту жительства, местным исполнительными органами будет предложена работа в другом регионе.
По программе переезд может осуществляться:
внутри одного района;
из одного района в другой в пределах одной области.
С учетом реальных условий на рынке труда возможна организация работ по вахтовому методу.
Участниками данного направления Программы могут стать граждане из числа самостоятельно занятого, безработного либо работоспособного малообеспеченного населения, проживающие в населенных пунктах с низким экономическим потенциалом.
Критерии для определения населенных пунктов с низким экономическим потенциалом будут разработаны министерствами сельского хозяйства и экономического развития и торговли. Это закреплено Программой.
В соответствии с разработанными критериями местные исполнительные органы, по согласованию с данными министерствами, определят перечень населенных пунктов с низким экономическим потенциалом.
После чего перечень населенных пунктов с низким экономическим потенциалом будет утверждаться республиканской межведомственной Комиссии под председательством Премьер - Министра. В состав МВК также включены два депутата Мажилиса (Исимбаева Г. И. Нукетаева Д. Ж.) и один депутат Сената Парламента Республики Казахстан (Бижанов А. Х.)
При этом программой предусмотрено субсидирование переезда и предоставление типового арендного жилья. 
После переезда участники Программы смогут участвовать в других направлениях Программы по новому месту проживания.
Строительством и распределением арендного жилья будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать это также за счет покупки готового жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих объектов. 
Управление реализацией Программой будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут МВК, Оператор программы в лице Министерства труда и социальной защиты населения, региональные и районные (городские) комиссии по реализации Программы на местном уровне, а также другие центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.
Безусловно, для реализации такой масштабной работы Программа предусматривает и институциональное совершенствование органов занятости.  
Во всех регионах на уровне районов и городов будут дополнительно созданы Центры занятости. 
В рамках реализации Программы нами совместно с заинтересованными государственными органами проведена работа по формированию необходимой правовой базы.
Разработан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов. 
В Закон «О занятости населения» вносятся дополнения в части соответствующих компетенций Правительства и центрального исполнительного органа. 
Вводятся новые понятия, как «социальный контракт», «субсидирование заработной платы», «активные меры содействия занятости», «самостоятельно занятые», определение статуса и функций центров занятости и другие.
В Закон «О жилищных отношениях» - в части введения дополнительных норм по предоставлению жилья в аренду участниками Программы занятости;
В Закон «О государственной адресной социальной помощи» в части совершенствования системы выплаты адресной социальной помощи в зависимости от участия граждан в активных мерах содействия занятости, предлагаемых Правительством.  
Разработаны, по согласованию с местными исполнительными органами, проекты постановлений Правительства об утверждении четырех Правил. 
Это:
«Правила организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения» определяющие механизмы предоставления мер государственной поддержки по первому направлению Программы.
В целях реализации второго направления Программы разработаны «Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства в рамках второго направления Программы занятости 2020» и отдельно «Правила кредитования микрофинансовых организаций на конкурсной основе», регулирующие порядок и условия отбора микрофинансовых организаций и предоставления им кредитных ресурсов, а также мониторинг целевого использования кредитов.
И также разработаны «Правила содействия повышению мобильности трудовых ресурсов и оказания иных мер государственной поддержки участникам третьего направления Программы занятости 2020».  
Проекты Правил согласованы регионами и в настоящее время находятся на рассмотрении центральных государственных органов.
Кроме этого, Министерством по согласованию с местными исполнительными органами утвержден примерный Устав создаваемых Центров занятости на уровне районов и городов, и квалификационные характеристики работников Центров.
Одновременно уделяется большое внимание работе по разъяснению основных положений Программы занятости.
В рамках медиа - Плана, составленного совместно с Министерством связи и информации, опубликовано 30 статьей и материалов в республиканских печатных изданиях. Организовано 8 выступлений руководителей министерства на центральных телеканалах, а также онлайн–конференция на правительственном портале «B-Новости».
Совместно с канцелярией Премьер-Министра подготовлены шесть телевизионных и аудио роликов на двух языках, которые транслировались на центральных и местных телеканалах и радио.
В рамках информационно-пропагандисткой работы среди населения по разъяснению Послания Президента Республики Казахстан сотрудниками Министерства проведены в регионах 68 встреч с населением с разъяснениями положений новой Программы занятости.  
Программа презентована на заседании Комиссии по контролю за использованием государственных средств при Комитете партийного контроля НПД «НурОтан», а также на ряде проведенных семинаров, «круглых столов».
В обсуждение и разъяснение Программы занятости активно вовлекаются и неправительственные организации.
Министерством завершается создание специального сайта по программе занятости 2020, по аналогии с сайтом Дорожной карты занятости 2009-2010 годов. 
Ведется работа по совершенствованию созданной в прошлом году Единой информационной системы в социально-трудовой сфере, с учетом необходимости создания Общенациональной базы данных текущих и перспективных рабочих мест, необходимой для реализации программы занятости.
Правительство планирует к 2016 году охватить Программой до полутора миллионов человек. Ставится задача снизить уровень бедности в стране до 6%, удержать уровень безработицы не выше 5,5 процентов. 
Достижение таких показателей, считаем, положительно отразится на повышении благосостояния наших граждан, обеспечит эффективную реализацию, стоящих перед нами стратегических задач. 

 

Изменён 16 мая, 2011 - 19:54
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий