A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Ахметов С.А. Равные возможности во всем. Государство проводит целенаправленную политику по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. «Казахстанская правда», 01.06.2011 г.

Анонс: 

Ахметов С.А. Равные возможности во всем. Государство проводит целенаправленную политику по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. «Казахстанская правда», 01.06.2011 г.

Газета «Казахстанская правда», 01.06.2011 г.

 

Главной целью стратегического курса Президента Нурсултана Назарбаева является неуклонное повышение материального благосостояния народа. При этом государство системно и последовательно поддерживает определенные категории граждан, в том числе детей, многодетных матерей, ветеранов, инвалидов, которые действительно нуждаются в социальной поддержке. В связи с этим деятельность по поддержке детей, а в особенности имеющих инвалидность, является одним из основных приоритетов в работе Министерства труда и социальной защиты населения РК.

 

В Казахстане на 1 мая текущего года численность детей-инвалидов составляет 56 839 человек, в том числе в возрасте до 16 лет – 48 049 человек (или 1,1% от общей численности детей указанного возраста).

 

Социальная защита и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей-инвалидов осуществляются в соответствии с законами РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О специальных социальных услугах» и Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».

 

Для создания инвалидам равных возможностей в различных сферах жизнедеятельности основное место во всех вышеперечисленных документах занимают вопросы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, улучшения материального обеспечения их семей.

 

В соответствии с законами РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», «О специальном государ­ственном пособии в Республике Казахстан», детям-инвалидам ежемесячно выплачивается государственное социальное пособие по инвалидности и специальное государственное пособие взамен льгот, размер которых составляет: детям-инвалидам до 16 лет – 17 684 тенге; детям-инвалидам первой группы – 24 321 тенге; детям-инвалидам второй группы – 20 247 тенге; детям-инвалидам третьей группы – 15 103 тенге.

 

Согласно задачам, поставленным в Послании Президента народу Казахстана от 6 февраля 2008 года, предусматривается ежегодное увеличение размеров госсоцпособий и спецгоспособий в среднем на 9%. Для реализации этой задачи принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан», в соответствии с которым в текущем году были увеличены пособия семьям, имеющим детей. В частности, в сравнении с 2007 годом размер пособия на рождение четвертого и более ребенка увеличился более чем в 4 раза и по состоянию на 1 мая текущего года составляет 45 630 тенге. Выплаты пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года в среднем выросли более чем в 2,4 раза и в настоящее время составляют на: первого ребенка – 8 316 тенге (5,5 МРП); второго ребенка – 9  828 тенге (6,5 МРП); третьего – 11 340 тенге (7,5 МРП); четвертого и более – 12 852 тенге (8,5 МРП).

 

Одной из важных мер стало введение с 2010 года ежемесячного пособия лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, в размере минимальной заработной платы. Особенно актуальным получение этих выплат стало для родителей, вынужденных оставить работу и заниматься уходом за ребенком-инвалидом.

 

В 2010 году 51 178 родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов, получили такое пособие на сумму 8 970,1 млн. тенге, за первый квартал 2011-го – 53 319 человек на сумму 2 674,4 млн. тенге.

 

В целях социальной поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, во всех областях за счет средств местных бюджетов производится выплата материального обеспечения на 11 659 детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому. Среднемесячный размер выплат в период получения ребенком образования составляет почти 4 тыс. тенге.

 

Вопросы обучения детей-инвалидов входят в компетенцию Министерства образования, по данным которого соз­даны централизованный банк данных о детях с ограниченными возможностями и сеть специальных организаций. Это позволяет принимать скоординированные меры по расширению сети организаций образования, улучшению качества управления системой специального образования как в целом по республике, так и по отдельным регионам.

 

Расширена сеть психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), что позволило улучшить выявление детей с ограниченными возможностями в развитии. В настоящее время действует 57 ПМПК.

 

Получило развитие инклюзивное образование. Сегодня в республике 101 специальная коррекционная организация. Вдвое увеличено количество специальных классов при общеобразовательных школах: с 547 в 2004 году до 1 155 в 2010 году.

 

В 98 (4,3%) дошкольных учреждениях и 1 286 школах (17,1%) созданы условия для инклюзивного обучения, где свыше 17 тыс. детей с ограниченными возможностями интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников. Постоянное общение со здоровыми сверстниками способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

 

Развивается сеть специальных организаций нового типа: в 2010 году функ­ционировали 17 реабилитационных центров, 124 кабинета психолого-педагогической коррекции и 402 логопедических пункта. В 2004 году эти показатели составляли 5,47 и 99 соответственно. Действуют 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования.

 

Коррекционные организации образования обеспечиваются специальным оборудованием, вспомогательными техническими и компенсаторными средствами обучения: сурдотехникой (беспроводные и проводные учебные классы, аудиомеры), тифлотехникой (читающие машины, тифлокомплексы), сенсорными и мягкими комнатами для релаксации, логопедическими и лечебными тренажерами.

 

Таким образом, в стране ведется коррекционно-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в развитии, обучающихся в общеобразовательных школах, и включение в образовательный процесс детей, считавшихся ранее «необучаемыми». В результате охват детей с ограниченными возможностями специальными общеобразовательными программами в стране составляет 42,6% (в 2004 году – 26,6%).

 

В центре постоянного внимания находятся вопросы, связанные с обеспечением детей-инвалидов в соответст­вии с индивидуальной программой реабилитации техническими вспомогательными средствами реабилитации и оказанием социальных услуг. Так, в течение трех последних лет свыше 7 тыс. ребят оказана протезно-ортопедическая помощь. Почти 3 тыс. детей с нарушениями зрения и слуха обеспечены сурдо-, тифлотехникой: это слуховые аппараты, многофункциональные сигнальные системы, мобильные телефоны с текстовым сообщением и приемом передач, диктофоны, плейеры для воспроизведения звукозаписи и так далее. 1 748 кресел-колясок выдано детям, имеющим инвалидность.

 

Ежегодно около 1 000 детей направляются на санаторно-курортное лечение. Для повышения качества жизни инвалидов в домах-интернатах с 2009 года из республиканского бюджета выделены средства на внедрение Стандарта оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты детей-инвалидов на общую сумму 2,5 млрд. тенге. Столь значительное финансирование было направлено на введение в медико-социальных организациях дополнительных штатных единиц специалистов по социальной работе, методистов, учителей-дефектологов, логопедов, учителей физкультуры, инструкторов по труду, музыкальных руководителей, невропатологов, врачей-педиатров, физиотерапевтов, диетологов. Организовано комплектование групп с учетом возраста – от 6 до 12 человек в группе, исходя из уровня социального развития ребенка, тем самым был обеспечен к каждому индивидуальный подход.

 

Оснащение домов-интернатов современным вспомогательным, медицинским, учебным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов в реабилитационных услугах. Детям-инвалидам с психоневрологическими заболеваниями и (или) с нарушением опорно-двигательного аппарата предоставляются специальные социальные услуги также в условиях полустационара – отделениях дневного пребывания, службах поддержки семьи, в условиях оказания услуг на дому. На эти цели из республиканского бюджета выделено 1,5 млрд. тенге.

 

В целях формирования конкурентного рынка предоставления специальных социальных услуг к выполнению государственного социального заказа все шире привлекаются неправительственные организации. В 2009 году специальными социальными услугами НПО охвачено около 1,5 тыс. детей с психоневрологическими патологиями на сумму 156,9 млн. тенге, в 2010-м – более 2 тыс. детей с психоневрологическими заболеваниями на сумму 446,5 млн. тенге. В текущем году планируется предоставить услуги 2,1 тыс. детям на сумму 273,6 тыс. тенге.

 

Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. С внедрением новых форм социального обслуживания появилась возможность трудоустройства матерей, воспитывающих детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями, с нарушением опорно-двигательного аппарата без ущемления при этом прав ребенка на получение необходимого комплекса услуг.

 

Трудоспособным членам семей, воспитывающим детей с инвалидностью, государство предоставляет льготы по налогообложению. Так, не облагаются индивидуальным подоходным налогом доходы в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год одного из родителей ребенка-инвалида, инвалида с детства. Также данная категория граждан не является плательщиками земельного налога, они освобождены от уплаты сборов и государственных пошлин.

 

Последовательная работа по под­держке детей, нуждающихся в особой заботе государства, предусматривается в рамках проекта Национального плана действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012–2018 годы. В соответствии с ним, предусматривается обеспечение для детей-инвалидов доступности зданий и сооружений, жилья; услуг в сфере здравоохранения, образования, информации, в том числе связи, элект­ронных и экстренных служб; сферы услуг, труда и занятости; участия в культурной и спортивной, политической и общественной жизни, проведения досуга и отдыха, повышения уровня информированности населения о проблемах инвалидов, модернизации системы медико-социальной экспертизы, совершенствования системы социальной защиты, реабилитации инвалидов, повышения эффективности реабилитационных и специальных социальных услуг.

 

Вопросы расширения инклюзивного образования будут реализованы в рамках новой Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы. Вся эта широкомасштабная работа проводится в системном порядке в соответствии с основными положениями Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!».

Разделы:
Изменён 20 июня, 2011 - 17:30
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий