A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Курманов А.М. Стандарты новой жизни «Литер», 29.09.2011г.

Анонс: 

Курманов А.М. Стандарты новой жизни «Литер», 29.09.2011г.

Литер (Алматы), № 180 (1850), 29.09.2011г.
Стандарты новой жизни /Алмас Курманов, президент АО «Государственный фонд социального страхования»/
Развитие системы обязательного социального страхования с учетом передового мирового опыта
Одним из важных показателей конкурентоспособности государства является динамичное развитие страны с высокими стандартами жизни. За годы независимости Казахстана проведение реформ в области социальной защиты населения и улучшение благосостояния населения стали одними из приоритетов стратегического курса президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Исследования Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) подтверждают, что мировой финансово-экономический кризис показал, насколько важны системы социального обеспечения, выявил их сильные стороны и определил недостатки. Растущая безработица сказалась на собираемости взносов и повлекла за собой дополнительные расходы на выплату пособий. Тем не менее правительства многих стран используют систему социального обеспечения как важный инструмент для борьбы с социально-экономическими последствиями кризиса и как стабилизационный механизм в период экономического спада.
На основе международного опыта организации социального страхования в сочетании с интересами субъектов правоотношений - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи - в Казахстане в 2001 году была одобрена Концепция социальной защиты населения. Особенностью казахстанской модели социальной защиты, адекватной рыночной экономике, является сочетание базового государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования, накопительного пенсионного обеспечения и социальной помощи.
Во все времена вопросы социальной защиты населения и улучшение благосостояние населения являются приоритетной задачей государства. Для экспертов в области социальной защиты стало доброй традицией собираться в Казахстане, чтобы совместно обсуждать наиболее актуальные и важные проблемы развития системы социального обеспечения, в том числе социального страхования. Международная научно-практическая конференция «Социальная модернизация - новая социальная политика», проводимая 30 сентября текущего года в Астане под эгидой 20-летия независимости Казахстана, является актуальной в реализации послания президента Республики Казахстан народу «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, нацеленного на укрепление благосостояния населения путем проведения социальной модернизации.
В рамках конференции будут обсуждены достигнутые успехи реформы в области социальной защиты за 20 лет независимости Казахстана и концептуальные положения дальнейшего развития системы социального обеспечения с учетом накопленного опыта и передовых технологий. В работе конференции примут участие с докладами представители парламента РК, заинтересованных государственных органов, международных организаций, Федерации профсоюзов, Конфедерации работодателей. По итогам конференции будут выработаны Рекомендации по дальнейшим мерам социальной модернизации с учетом мониторинга антикризисных мер социального обеспечения.
По результатам исследований международных организаций следует отметить, что социальное страхование и другие системы всеобщего социального обеспечения являются самыми мощными инструментами борьбы с нищетой и повышения экономической продуктивности, а также социально-экономического развития в целом. В Казахстане с 2005 года обязательное социальное страхование стало важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений, обеспечивающим дополнительную социальную защиту занятого населения.
Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения, принятая Международной организацией труда (МОТ) в 1952 году, установила девять видов социальной зашиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости.
На базе конвенции фактически формировались национальные законодательства во многих странах. В Европе существует три типа моделей обязательного социального страхования, которые различаются принципами создания материальной базы.
Модель Бевериджа распространена в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Здесь финансирование идет через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета.
Модель частного страхования в основном распространена в Бельгии, Финляндии и Португалии. Здесь обязательное социальное страхование строится исключительно на коммерческой деятельности частных страховых компаний.
Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии. Она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами. Но обязанность по компенсации производственных несчастных случаев не входит в сферу государственной ответственности, а возлагается на особые структуры - так называемые бесприбыльные корпорации «публичного права», которые, тем не менее, ведут свою работу под контролем государственных органов. Таким образом, эта модель сочетает принципы и государственной, и частной форм социальной защиты.
Следует отметить, что именно модель Бисмарка наиболее близка традиционному построению системы обязательного социального страхования, принятой в Казахстане. Основная концепция этой системы состоит в том, что ответственный за компенсирование в результате наступления страхового случая должен иметь возможность принимать меры по его предотвращению. То есть предприниматель должен быть заинтересован в снижении профессиональных рисков, должен стремиться к профилактике несчастных случаев.
Наиболее выразительны принципы использования этой модели в Германии, где она получила системную завершенность. Важно отметить следующие особенности этой системы:
1) независимость бюджета страховых товариществ от государственного финансирования;
2) организационную самостоятельность отдельных страховых товариществ;
3) самоуправляемость и постоянный взаимоконтроль работодателей и работников на всех уровнях;
4) расширение поля деятельности, включение в сферу интересов не только компенсации, но и реабилитации и профилактики.
В страховой системе Франции, также основанной на модели Бисмарка, сочетается социально-страховой тариф и социальный налог. То есть немалое значение в ней имеют и принципы, разработанный Бевериджем. Организационная структура французской модели социального страхования строится следующим образом:
1) национальная касса медицинского страхования;
2) национальная касса пенсионного страхования;
3) национальная касса семейных пособий;
4) центральное агентство обеспечения социальной защиты.
Система социальной защиты населения Франции находится в трудной ситуации. В послевоенные годы страна переживала экономический подъем и государство позволило себе развитие щедрой системы социального обеспечения, поддерживать которую становится все труднее. Казахстанская система обязательного социального страхования обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан при наступлении социальных рисков. Следует отметить, что система предусматривает основной принцип страхования - ограниченной солидарности участников, то есть обязательные социальные отчисления (страховые взносы) уплачиваются работодателями за своих наемных работников исходя из размера ежемесячного дохода, но получателями социальных выплат из фонда являются только те работники, у которых наступил случай социального риска.
Охват населения сферой обязательно-
го социального страхования обеспечивается за счет лиц, получающих доходы на территории Казахстана.
Развитие системы обязательного социального страхования в Казахстане происходит поэтапно, путем постепенного увеличения видов социальных выплат по классам социальных рисков на случай потери дохода:
с 2005 года - по утрате трудоспособности, по потере кормильца, по потере работы;
с 2008 года - по беременности и родам, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года.
Государственный фонд социального страхования (ГФСС) как страховщик выступает гарантом стабильного выполнения социальных обязательств общества перед участниками системы обязательного социального страхования. В связи с чем полная и своевременная уплата социальных отчислений плательщиками (работодателями и (или) самостоятельно занятыми лицами) позволяет эффективно аккумулировать эти средства в ГФСС и использовать их на социальную защиту работающего населения при наступлении социальных рисков.
Внедренная в Казахстане система обязательного социального страхования стала неотъемлемой частью системы социальной защиты населения, качественные и количественные характеристики которой свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества.
За 2005-2010 годы основная доля (93 процента) социальных выплат из ГФСС осуществлена в поддержку материнства и детства.
Одной из приоритетных задач Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и ГФСС является проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной работы по социальному обеспечению, в том числе по обязательному социальному страхованию для населения и общественности. В целях обсуждения актуальных вопросов в этой области на постоянной основе проводятся «круглые столы» и конференции, распространяются брошюры и плакаты о многоуровневой системе социального обеспечения.
Никто сегодня не может сомневаться в значении социального обеспечения в устойчивом развитии человечества, особенно во времена глобального финансового кризиса, который угрожает экономическому росту и материальному благосостоянию людей во всем мире.
 

Разделы:
Изменён 3 октября, 2011 - 11:11
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий