A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Аргандыков Д.Р. Вектор занятости. "Страна и Мир" 21.11.2011 г.

Анонс: 

Аргандыков Д.Р. Вектор занятости. "Страна и Мир" 21.11.2011г.

В Казахстане набирает ход «Программа занятости», рассчитанная до 2020 года. Главная ее цель – повышение уровня доходов населения. Прежде всего она направлена на вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных казахстанцев в продуктивную занятость, развитие кадрового потенциала для реализации программ индустриализации и совершенствование системы оказания адресной социальной помощи. О старте «Программы занятости – 2020» корреспондент «СиМ» поговорил с директором департамента занятости населения МТСЗН РК Даулетом Аргандыковым.

– Даулет Рашидович, «Программа занятости – 2020», утвержденная правительством РК, успешно стартовала. Почему на данный момент осуществляется лишь «пилот»? И что предполагается реализовать на первом этапе?

– Программа включает в себя три этапа реализации: 2011 год – «пилотный», второй этап пройдет с 2012 по 2015 год, третий – с 2016 по 2020 год. Реализация началась 1 июля. Первый этап назван «пилотным» в силу характера апробации инструментов программы на практике, так как многие ее механизмы являются новыми. К примеру, мы перешли к активным мерам содействия занятости, один из главных принципов: если человек трудоспособный, то ему необходимо трудиться. В противном случае на оказание адресной социальной помощи он рассчитывать не может.

В то же время, если трудоспособный человек осуществляет поиск работы, проходит профессиональное обучение за счет государственных средств или занимается предпринимательством, то государство готово ему помочь. Все это закрепляется социальным контрактом между участником программы и государством. Социальный контракт представляет собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство. Это передовой международный опыт, таких принципов придерживаются службы занятости развитых стран.

В реализации «Программы занятости – 2020» задействовано много организаций. К примеру, в направлении «Развитие предпринимательства» помимо государственных органов принимают участие социально-предпринимательские корпорации, АО «Казпочта», частные микрокредитные организации и кредитные товарищества. Это, безусловно, требует координации и создания взаимовыгодных условий, соблюдения условий рынка труда, например для того, чтобы не допустить удорожания процентных ставок при получении кредитов конечными заемщиками – участниками программы.

Конечно же, возникла необходимость в совершенствовании и гармонизации нормативных правовых актов, регулирующих реализацию программы. Был принят Закон Республики Казахстан «О занятости населения», восемь постановлений правительства, а также ряд приказов Министерства труда и социальной защиты населения РК и задействованных центральных исполнительных органов.

– Понятны основные принципы казахстанской программы занятости. А как она работает?

– Для этого необходимо пояснить все направления работы, которые охватывает программа. Во-первых, в целях информационного сопровож-

дения реализации создана и ведется работа по совершенствованию Единой информационной системы социально-трудовой сферы.

Были созданы автоматизированная информационная система «Рынок труда» и подсистема «Занятость», которая адаптирована к новым механизмам, предлагаемым программой. Она позволяет обеспечить регистрацию и учет участников программы по всем ее направлениям – от получения первой консультации до заключения социального контракта, осуществлять контроль за ходом предоставленных мер государственной поддержки, функционировать в режиме реального времени общенациональной базы данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест.

Во-вторых, мы провели большую организационную работу:

– во всех регионах созданы региональные, районные, городские комиссии по вопросам реализации программы, утверждены их составы и положения;

– создано 212 центров занятости населения с численностью 1980 единиц;

– проведена работа по определению количества потенциальных участников программы из числа самостоятельно занятого и безработного населения;

– проведена работа с работодателями, подписаны протоколы намерений с работодателями о трудоустройстве участников программы на постоянные, социальные и временные рабочие места;

– сформирован перечень приоритетных профессий (специальностей), по которым будут проходить профессиональное обучение участники программы;

– определен перечень организаций образования, имеющих возможность организации профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям).

Это первое направление «Программы занятости – 2020». Второе определяет перечень векторов развития предпринимательства в каждой области. Для этого был определен список

микрофинансовых организаций, имеющих возможность принять участие в реализации программы.

– Наибольшее количество безработного, самозанятого и малообеспеченного населения проживает в сельской местности. Предусмотрены ли в программе механизмы для этой категории населения?

– Да, конечно, предусмотрены. Это ряд возможностей, которыми может воспользоваться каждый участник:

– во-первых, у безработных, самозанятых и малообеспеченных граждан появляется возможность получить работу вместо пополнения отряда безработных;

– во-вторых, научиться основам предпринимательства и организовать или расширить собственное дело путем получения микрокредитов и подведения необходимой инфраструктуры;

– в-третьих, самозанятые, малообеспеченные и безработные могут бесплатно освоить новую профессию, повысить свою квалификацию, пройти профподготовку и переподготовку с выплатой стипендии и предоставлением субсидий (на проезд, проживание);

– в-четвертых, граждане, которые в силу отсутствия возможности трудоустроиться или заняться собственным делом по месту жительства, обретают возможность при переезде на новое место жительства обучиться новой профессии, получить работу или заняться предпринимательством;

– в-пятых, люди получают реальную возможность повысить свои доходы и качество жизни;

– в-шестых, для участников программы в будущем снижаются риски вследствие наступления старости, потери работы или ухудшения здоровья за счет вовлечения в общую систему социального и пенсионного обеспечения и страхования.

Приоритетные возможности для участия в программе предоставляются сельской молодежи и женщинам. Она дает им возможность пройти обучение с дальнейшим трудоустройством в учреждениях технического и профессионального образования. Также пройти курсы переподготовки кадров (до шести месяцев) и курсы повышения квалификации (до трех месяцев). При этом им оказывается государственная поддержка – бесплатное обучение, компенсация расходов за проезд до места обучения и обратно, оплата за проживание и ежемесячная стипендия.

По второму направлению программы гражданам из числа сельских жителей, желающим организовать или расширить свое дело, выдаются микрокредиты на срок до пяти лет в сумме до трех миллионов тенге. При этом возможна отсрочка по уплате процентов по основному долгу сроком до 18 месяцев.

По третьему направлению программы граждане из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом могут добровольно пере-

ехать в центры экономического роста. При этом предусматривается господдержка: субсидирование переезда и предоставление типового жилья в аренду. После переезда люди смогут участвовать в других направлениях программы по новому месту жительства.

– На старте новых проектов многое зависит от того, как подготовлены те специалисты, на плечи которых возложены задачи по реализации программы. Так вот, насколько ваши кадры владеют ситуацией, кто их готовил и как ими обеспечены центры координации и занятости населения?

– В этом отношении министерством проведена большая работа. В рамках плана мероприятий по проведению подготовительной работы сделано немало: определен и утвержден кадровый состав центров занятости. Также приказом министра труда и социальной защиты населения Г. Абдыкаликовой утверждены квалификационные требования к сотрудникам службы занятости, предусматривающие соответствующие квалификационные компетенции.

Для работников центров мы неоднократно проводили обучение в селекторном режиме, также работники министерства с целью проведения обучения выезжали в регионы. Как я уже сказал, сегодня всего по республике реализуют программу 212 центров занятости со штатной численностью 1980 работников.

– Будут ли к завершению «пилотного» этапа в программу внесены корректировки и изменения? Какие проблемы всплыли в подготовительный период перед запуском «Программы занятости – 2020»?

– Да, конечно, любая деятельность корректируется с учетом изменения условий. Поэтому и наша «Программа занятости – 2020» предусмат-

ривает будущие изменения. Программа уже три месяца как стартовала, где-то требуется проведение конкурсных процедур, а это все занимает время. И говорить о каких-то итогах пока рано.

Мы сейчас прорабатываем такие вопросы, как лизинг, развитие социальной инфраструктуры, которые могут быть в дальнейшем введены в перечень инструментов, и, соответственно, в сторону увеличения могут быть пересмотрены расходы на программу.

В конце ноября мы организуем «круглый стол» на тему «Программа занятости – 2020: состояние и перспективы», участие в котором примут работники служб занятости, представители государственных органов, неправительственных организаций, НДП «Нур Отан», профсоюзов, СМИ. В рамках данного мероприятия будут обсуждаться проблемные вопросы, пути их решения и будет предусмотрена проработка механизмов реализации программы. Сейчас министерством проводится работа по сбору

проблемных вопросов, с которыми столкнулись работники центров занятости в ходе реализации программы.

– Не секрет, что среди безработных и самозанятых больше всего молодежи. Не кажется ли вам, что в программе этот вопрос недостаточно отражен. В рамках «Дорожной карты», к примеру, широко применялась молодежная практика. Почему бы ее положительные аспекты не внедрить в «Программу занятости»?

– Почему же, и эта сторона прописана в программе. В рамках первого направления безработным из числа молодежи, особенно из сельской местности, предлагаются курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Причем проезд до места обучения и проживание в общежитии оплачиваются государством, кроме того, ежемесячно выплачивается стипендия. С каждым участником программы заключается социальный контракт. На 1 октября т.г. такие контракты подписаны с 19 678 гражданами из числа молодежи в возрасте до 29 лет.

С 2012 года одним из новых компонентов программы будет «молодежная практика», которая показала свою востребованность среди молодежи при реализации «Дорожной карты» на 2009–2010 годы. На эти цели предусмотрено более 1,5 млрд. тенге. Эта мера сегодня реализуется в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» и программ развития регионов, где планируется в текущем году оказать услуги более чем 15 тыс. человек.

– Даулет Рашидович, в таком случае напрашивается вопрос: «пилотный» год завершится, что потом? Какие проблемы станут первоочередными на следующем этапе?

– Второй этап программы начнется в следующем году и продлится до 2016 года. В первую очередь мы, как и сейчас, будем ориентироваться на содействие в трудоустройстве на постоянные рабочие места, на обеспечение отраслей экономики кадрами.

Как вы знаете, в стране реализуются Программа форсированного индустриально-инновационного развития, «Дорожная карта бизнеса – 2020». Эти программы и наша увязаны между собой. Но первые два направления нацелены на развитие отраслей экономики, малого и среднего бизнеса. А наша программа наряду с другими мероприятиями Министерства образования и науки служит для обеспечения их профессиональными кадрами. Для увязки этих программ формируется общенациональная база данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест в разрезе отдельных специальностей. База данных формируется за счет проектов «Карты индустриализации», «Дорожной карты бизнеса – 2020» и других инициатив частного сектора.

Таким образом, «Программа занятости – 2020», разработанная по поручению Главы государства, реализуется, ее успех и, как следствие, решение важнейших вопросов социальной поддержки населения нашей страны сегодня зависят от слаженной и эффективной работы всех задействованных сторон, и в первую очередь от активности самих граждан.

– Спасибо за содержательную беседу! Желаю вам успехов в ваших начинаниях, ведь дело, которым вы занимаетесь, действительно востребовано сегодня среди населения.

 

Разделы:
Изменён 9 декабря, 2011 - 12:45
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий