A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Т.К. Дуйсенова Повышение благосостояния народа – основная задача государства.

За годы независимого развития, в соответствии со  Стратегией «Казахстан – 2030» была сформирована национальная модель социального обеспечения и  принят ряд важных социальных программ, направленных на повышение качества жизни населения.

 

 Первый существенный результат, которого нам удалось добиться, - это устойчивый рост занятости.  Уровень безработицы в стране снизился  с  12,8% - в 2000 году, до 8,1% - в 2005-м, 5,4% - в 2011г.; 5,3% - в 2012 и 5,2% - по итогам 2-го квартала 2013. Он во многом связан с начатой в 2011 году реализацией Программы занятости 2020. На реализацию Программы из республиканского бюджета было направлено порядка 200 млрд. тенге. Со времени её внедрения, с 1 июля 2011 года мерами господдержки были охвачены  235 тыс. человек (по состоянию на 1 августа т.г.), из них

- прошли обучение и переподготовку – более 100 тыс. человек, 82% участников завершивших обучение, трудоустроены;

- около 35,0 тыс. молодых специалистов приняли участие в молодежной практике, а более 63,0 тыс. человек из числа целевых групп населения были обеспеченны временной занятостью на социальных рабочих местах;

- около 12 тыс. участников Программы получили микрокредиты на развитие предпринимательства (преимущественно на селе) на общую сумму  около 23,9 млрд. тенге;

- более 10 тыс. человек (2,8 тыс. семей) переселены  из депрессивных регионов в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом. Большинство переселенцев  трудоспособного возраста трудоустроены.

Экономическая активность позволила увеличить трудовые доходы населения.   За последние  15 лет доходы казахстанцев выросли  в 16 раз.  Более чем в десять раз выросла  среднемесячная заработная плата одного работника, в том числе бюджетной сферы – в  10,7 раз.  За январь-июнь 2013 года по видам экономической деятельности она составила 104 135 тенге.

 

Максимально возможную поддержку получают граждане, находящиеся под социальной защитой государства.  Старость, рождение ребенка, несчастные случаи, проблемы со здоровьем, нетрудоспособность и безработица – вот те основные риски, предупреждение и решение которых стало особым предметом заботы Правительства  Республики Казахстан. В соответствии с поручениями Главы государства, расходы  на социальное обеспечение и социальную помощь в Республиканском бюджете увеличились с 151,0 млрд. в 2000 году до 1 371 млрд. – в 2013 –м.

Социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получают порядка  4 млн. человек или около четверти населения страны. Это те, кто по не зависящим от них причинам  еще не может работать или уже не может работать и обеспечивать себя самостоятельно.

В стране более 1,8 млн. пенсионеров. За 13 лет (2000–2013 гг.) средний размер пенсии увеличился  в 10 раз (с 4298 до 41 790 тенге).

 

Увеличились размеры государственных социальных пособий ветеранам, инвалидам, вдовам и сиротам, лицам пожилого возраста, гражданам, ранее занятым во вредных условиях производства.

  В целях социальной поддержки семей  и создания для детей необходимых условий для развития  создана  национальная модель поддержки материнства и детства. Более
400 тысяч человек сегодня получают детские и семейные пособия:

- единовременное государственное пособие в связи с рождением ребенка;  пособия по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года;  пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей; пособия лицам,  воспитывающим ребенка-инвалида. 

При этом пособие в связи с рождением ребенка в среднем (в сравнении со временем введения - 2003 год)  увеличилось более чем в пять раз, пособие по уходу за ребенком (в сравнении с 2006 годом, когда оно было введено)  - в 3,1 раза.

Принимаются и иные меры, направленные на  укрепление семьи, сохранение  национальных ценностей и  традиций многодетных семей.

Социальная поддержка семей с детьми позитивно повлияла на рост рождаемости. За последние пять лет  она увеличилась в полтора раза. Около двухсот  тысяч семей воспитывают 4-х и более детей.

С начала действия системы обязательного социального страхования более 330,5 млрд. тенге  было направлено на социальные выплаты участникам обязательного социального страхования в связи с потерей трудоспособности, кормильца, работы; потерей дохода в связи с  беременностью и родами и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

 

Развивается система социального обслуживания. Более  80 тыс.  граждан (инвалиды, лица пожилого возраста)  получают специальные социальные услуги в 103 медико-социальных учреждениях, 16 реабилитационных центрах для инвалидов, 35 отделениях дневного пребывания и 506 отделениях надомного обслуживания. 

Подписав в 2008 году Конвенцию ООН о правах инвалидов    и Факультативный протокол  к  данной Конвенции    Казахстан   принял  на  себя   обязательства  по имплементации   международных  стандартов   в отношении    инвалидов.  В соответствии с ними в настоящее  время реализуется План мероприятий по обеспечению и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, направленный  на обеспечение  доступной среды, создание необходимых условий для восстановления жизненных функций.

В интересах  формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов,  развития творческого потенциала людей с ограниченными возможностями  в текущем году организован и проводится Первый республиканский конкурс «Разные-равные». Его участниками уже стали 5,2 тыс. человек.

 

Проводимая Правительством активная социальная политика позволила значительно снизить уровень бедности. За последние 13 лет число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7,8 раз. Малоимущим и социально уязвимым гражданам, предоставляется адресная социальная помощь. Число  получателей со времени её введения (2003 г) сократилось в 12  раз (до 97,3 тыс. человек), что также свидетельствует о положительных сдвигах.

 

Таким образом, «…за годы Независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран». Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются». (Н. Назарбаев. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда».

 

В таких условиях  Глава государства  в  Стратегии «Казахстан- 2050»  выдвинул задачу эффективного использования гражданами страны плодов стабильности и благополучия.  «Забота о каждом казахстанце … жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны» поставлены во главу угла социальной модернизации.

 

 

 

 

 Общественное благополучие в создаваемом  Обществе Всеобщего труда  предполагается достичь, применяя новые подходы. Все большее распространение в мире получает сочетание социальных гарантий государства с личной ответственностью. «…Государство делает все для того, чтобы открыть перед (гражданами) новые возможности», -  говорит  Глава государства. Но  личный успех каждого зависит от получения современного образования, трудолюбия и ответственности.

 

Исходя из этого, во-первых, основным средством социальной защиты и поддержки человека, если он трудоспособен,  является  обеспечение  доступа к труду или к другой деятельности, приносящей доход.

Этому во много отвечает реализуемая по поручению Главы государства комплексная программа повышения эффективности казахстанского рынка труда - «Дорожная карта занятости 2020», которая направлена на обеспечение занятости:

 

1) через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства (капитальный, средний и текущий ремонтом объектов  жилищно-коммунального хозяйства, социально- культурных объектов,  инженерно-транспортной инфраструктуры;  строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности; благоустройство сельских населенных пунктов);

 

2) через развитие сельского предпринимательства. Для   точечной поддержки инициатив сельчан по созданию или развитию своего дела предоставляются микрокредиты до 3 млн. тенге;  развиваются и/или сооружаются недостающие объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры; предоставляются сервисные услуги.

Все инструменты, предусмотренные Программой,  будут использованы и на содействие комплексному развитию опорных сел.

 

3) через обучение и переселение. Мероприятия данного блока направлены на содействие занятости самостоятельно занятых, малообеспеченных и безработных граждан. Для этого используются прямое трудоустройство на  существующие вакансии и рабочие места, создаваемые в рамках важнейших государственных и отраслевых программ; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; переселение в опорные населенные пункты; молодежная практика и открытие социальных рабочих мест.

 

Во-вторых, для стабилизации рынка труда и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах особое значение имеет  повышение качества трудовых ресурсов, в т. ч. с  участием работодателей. Работа в данном направлении уже проводится. В рамках Дорожной карты занятости 2020 принимаются меры по развитию трехзвенной системы профессиональной подготовки – на предприятиях непосредственно; курсах и учебных циклах для подготовки и переподготовки целевых групп населения, организуемых Центрами занятости; в  учебных заведениях. Развивается дуальное обучение.

Для обеспечения  соответствия знаний, умений и навыков специалистов требованиям современного рынка труда и запросам работодателей Правительством Республики Казахстан с привлечением социальных партнеров на период до 2020 года принят План поэтапной разработки национальной системы квалификаций. В рамках Плана будут разработаны  профессиональные  стандарты  по всем видам экономической деятельности.

Они  включают в себя  требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности. Профстандарты лягут в основу учебных программ профессиональных учебных заведений с тем, чтобы дать человеку соответствующие теоретические и практически знания.

Для подтверждения соответствия специалиста профессиональному стандарту будет введена сертификация. Стандарт для получения сертификата будет единым, государственным, а оценка специалиста - соответствует он профессии или нет -  будет проводиться независимыми комиссиями, в состав которых войдут представители и государства, и бизнеса.

 

Третье. В соответствии с поручениями Главы государства нам предстоит создать новую эффективную модель социально-трудовых отношений, основанную на  «…партнерстве государства, частного сектора и профессиональных объединений». Отличительными чертами новой модели являются безопасные условия для высокопроизводительного труда,  соблюдение трудовых прав, сочетание социальной защищенности с экономической эффективностью,  обеспечение стабильности на основе социального диалога и предупреждения трудовых конфликтов.    

В этом отношении начата работа по реформированию системы управления охраной труда и переходу от компенсационной модели   к системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. 

С учетом изменившихся условий и требований современного производства совместно с социальными партнерами актуализируется перечень вредных производств и предприятий, по которым осуществляется обязательное страхование от несчастных случаев.

Совместно с социальными партнерами обсуждаются  вопросы обязательной аккредитации организаций, осуществляющих оценку состояния условий труда рабочих мест, планируется внедрение добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда нормативным требованиям, направленные на стимулирование заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и повышение ответственности участников производства за соблюдение правил безопасного труда.

 

В четвертых, предстоит изменить идеологию социального обеспечения и                             социальной поддержки.  «Государство, - указывает Президент РК Назарбаев Н.А.,- должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые …реально не могут работать».  

      

В этой связи   

1) Сохраняются обязательства государства и разрабатываются меры по дальнейшему совершенствованию системы социального и пенсионного обеспечения.

Особую актуальность в настоящее время приобрели вопросы пенсионного обеспечения. Недавно принятый Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусматривает развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы и создание Единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ). Перевод пенсионных активов и накоплений граждан в ЕНПФ осуществлен будет в полном объеме. Сохраняются  и обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции. Централизация пенсионных накоплений  и применение,  под контролем Национального банка РК,  эффективных инвестиционных стратегий направлены на повышение  доходности пенсионных активов и, соответственно,  увеличение пенсионных активов.

Одновременно для увеличения пенсионных накоплений граждан, занятых во вредных и особых условиях производства, водятся обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда (за счет работодателей).

На увеличение стажа участия в накопительной пенсионной системе и соответствующее увеличение будущих пенсий направлено и содержащееся в Законе положение  об унификации пенсионного возраста.

Кроме того, с учетом поручений Президента Республики Казахстан, озвученных в обращении к народу Казахстана  от 7 июня 2013 года,  разрабатывается долгосрочная стратегия  модернизации пенсионной системы.

В целях обеспечения адекватности пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране в ходе обсуждения проекта стратегии рассматриваются следующие преобразования:

- увеличение на 5% обязательных пенсионных взносов за счет работодателей;

- поэтапное повышение обязательных профессиональных пенсионных взносов до 10%;

- государственное субсидирование пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Данную норму предполагается закрепить законодательно.

 

  Безусловным приоритетом остается  всемерная защита материнства и детства. В этой связи, планируется

- улучшить условия сочетания семейных обязанностей с продуктивной занятостью (соблюдение трудовых норм и правил в отношении работающих женщин, расширение охвата  страхованием рисков потери доходов в связи с беременностью и родами, уходом за детьми; организация надомной работы, профессиональной переподготовки и содействия занятости);

-  повысить уровень социальной поддержки семей на основе совершенствования многокомпонентной системы поддержки материнства.      

 

Сохраняются обязательства государства в отношении социально уязвимых категорий населения и малообеспеченных граждан, но при этом меняется идеология  социальной помощи и поддержки.

Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации, и  не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость)  выйти из неё.

Претендентам на получение помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка  будет предоставляться с  условием участия в активных программах. Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и др.

В текущем году Министерство совместно с Всемирным банком  разрабатывает условия и готовит  внедрение обусловленных денежных выплат, предусматривающее предоставление социальной помощи на принципах «взаимных обязательств». С 2014 года планируется их пилотная реализация в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях.

 

 До 2017 года предусматривается поэтапное реформирование системы предоставления специальных социальных услуг, направленное на расширение доступности и повышение качества социального обслуживания. Разрабатываются и внедряются современные стандарты оказания социальных услуг, создаются необходимые для этого материальные условия.

Предполагается   развитие медико-социальных учреждений  малой вместимости и  отделений дневного пребывания в местах проживания лиц с ограниченными возможностями. К оказанию специальных социальных услуг на основании государственного заказа будут широко привлекаться  неправительственные организации и частный бизнес.

 

Обновление, таким образом, затронет все составляющие уровни жизни и потребует значительных усилий для реализации поручений Главы государства по повышению благосостояния казахстанцев.

 

 

 

 

Изменён 13 ноября, 2013 - 11:32
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий