A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Тезисы выступления Министра труда и социальной защиты населения Т.Дуйсеновой на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК по вопросам обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) от 21.04.2014 г.

В настоящее время  в стране проживают более 600 тыс. людей с ограниченными возможностями или более 3,5 % от общей численности населения  (в том числе - 69 тыс. детей-инвалидов). Новое понимание инвалидности и социальной поддержки инвалидов включает в себя не только своевременную выплату социальных пособий, но также их реабилитацию и интеграцию в общество.

Казахстан принял на себя обязательства по имплементации международных стандартов в отношении лиц с ограниченными возможностями, подписав Конвенцию и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов.

Для реализации этих обязательств был принят  «План по улучшению качества жизни инвалидов  на 2012-2018 годы». В его рамках проведен анализ соответствия действующего законодательства положениям Конвенции. Подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов». Данный законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в более чем 30 нормативных правовых актов Республики Казахстан.

О предупреждении риска наступления инвалидности

Усилена работа по своевременному выявлению  патологии у детей в   раннем возрасте (психофизический скрининг детей раннего возраста, аудилогоческий скрининг для новорожденных), идет восстановление сети медицинских пунктов в образовательных учреждениях. Уровень первичной инвалидности среди детей  по врожденным патологиям за последние три года снизился на 1,1 %.

Среди инвалидизирующих патологий первое место  продолжают занимать сердечно-сосудистые заболевания – за последние три года удалось стабилизировать  долю инвалидов  с таким  заболеванием на уровне 15,7 % от общего числа патологий.

С целью предупреждения профессиональных заболеваний и снижения производственного травматизма производится внедрение международных и национальных стандартов труда на крупных и средних предприятиях Казахстана, актуализирован и утвержден новый Перечень  видов производств и профессий работников, занятых в особо опасных и вредных условиях труда. С начала этого года осуществлен переход к обязательному профессиональному страхованию работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

В соответствии с внесенными в пенсионное законодательство изменениями работодатели освобождаются от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных и опасных условий труда, подтвержденных аттестацией производственных объектов. 

В текущем году будет реализована практика добровольного декларирования работодателей в четырех регионах  (ВКО, Павлодарская, Алматинская, Кызылординская  области), которая позволит  предприятиям, обеспечивающим соответствие условий труда государственным стандартам, получить сертификат и войти  в соответствующий реестр предприятий. Сертифицированные предприятия не будут подлежать плановым проверкам в течение 3-х лет. На первое апреля 2014 г. сертификаты доверия получили 9 предприятий.

Дальнейшая работа в этом направлении включает разработку и утверждение списка профессиональных заболеваний с учетом новых технологических процессов, профессий и производственных факторов; разработку критерия выделения групп повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; а также совершенствование методики медицинской и профессиональной реабилитации, оздоровительного лечения для лиц группы повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

О совершенствовании мер по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ) или установлению степени ограничения жизнедеятельности

В настоящее время медико-социальная экспертиза проводится 126 отделами МСЭ. Ежегодно услугами МСЭ по   установлению инвалидности охватываются порядка двухсот тысяч человек.

За последние годы была систематизирована нормативно-правовая база МСЭ и  определены единые критерии установления степени ограничения жизнедеятельности, потери общей и профессиональной трудоспособности. Централизованная база данных инвалидов позволяет вести мониторинг количественной и качественной структуры инвалидов и определять эффективность работы службы МСЭ.

Количество повторно освидетельствованных инвалидов в стране стабилизировалось, и наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, и, соответственно, уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.

Совместно с Агентством РК по информатизации и связи ведется работа по  подготовке к внедрению электронной композитной услуги для людей с ограниченными возможностями, которая объединит 9 видов государственных услуг. В сотрудничестве с Министерством здравоохранения РК предстоит рассмотреть  вопрос внедрения Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая позволит определить степень трудоспособности людей с ограниченными возможностями, путем соотнесения состояния их здоровья и уровня возможностей.

Формирование адекватной системы социальной поддержки

В настоящее время принимаются следующие меры для поддержки лиц с ограниченными возможностями:

1)      в рамках многоуровневой системы социального обеспечения выплачиваются  государственные социальные пособия и социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) и страховых компаний;

2)       предоставляется социальная помощь и поддержка в форме  выплаты  специальных государственных  пособий из государственного бюджета и  различных видов поддержки  на местном уровне. Инвалиды  получают  комплексную  поддержку и помощь  в бытовом обслуживании, оформлении необходимых документов для получения полагающихся льгот и пособий;

3)      для повышения эффективности реабилитации инвалидов начата реформа системы социального обслуживания в соответствии с Законом РК «О специальных социальных услугах».

Ежегодно специальные социальные услуги получают более 80  тыс. лиц с особыми потребностями. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания – в условиях стационара (традиционные МСУ), полустационара (дневные отделения), ухода на дому.

Более эффективным, как в экономическом, так и в социальном плане, является развитие  новых форм социального обслуживания в  отделениях дневного пребывания, дневных центрах  реабилитации детей-инвалидов, стимулировании и поддержки семейного проживания детей-инвалидов  и лиц пожилого возраста.

В этой связи следует особо отметить открытие 42 отделений дневного пребывания в 14 регионах страны. В прошлом году ими были оказаны  социальные услуги  более четырем тысячам человек.  Работа данных отделений позволила вернуть из домов-интернатов в семьи 402 ребенка, а более пятисот родителей детей-инвалидов смогли трудоустроиться, передав заботу о своих детях в течение дня в  данные отделения. Значительна роль социального обслуживания на дому для одиноких или одиноко проживающих инвалидов и престарелых.

С целью обеспечение максимально возможной продолжительности нахождения человека дома, расширяется участие НПО в оказании специальных социальных услуг. На основе государственного заказа, размещенного в 55 НПО в 2013 году, такими услугами было охвачено более 3 тыс. человек. Наибольшее распространение они получили в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях.

Профессиональная реабилитация

За последние три года по квоте для инвалидов в высшие учебные заведения приняты более 680 человек и еще 1146 инвалидов - в организации технического и профессионального образования (ТиПО). Ежегодно в ВУЗах  и колледжах страны обучаются  порядка 2800 инвалидов.    Многим из них за счет средств местных бюджетов предоставляется льготное стипендиальное обеспечение.

За период реализации «Дорожной карты занятости 2020» (2011-2013 гг.) из 478 инвалидов, направленных профессиональную подготовку и переподготовку, более половины нашли постоянную работу. Еще 117 инвалидов прошли обучение основам предпринимательства.

К 2015 году в Казахстане планируется сформировать безбарьерную школьную среду примерно для 20% школ. В рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы из государственного бюджета выделены средства   на оснащение  учебных мест для 9000 детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому - это приобретение компьютеров, вспомогательных технических средств и подключение к сети Интернет. На сегодняшний день 43% специальных организаций образования оснащены дорогостоящими мультимедийными образовательными системами (Eduplay, Multikid, Sound beam), стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями.

В общей численности инвалидов в РК 65,6 % составляют лица трудоспособного возраста, а из них более 47 % - те,  у кого ограничение возможностей не препятствует продуктивной занятости. Количество занятых составляет не более 82 тысяч человек или 43,5% от общего числа трудоспособных инвалидов.

Основными механизмами содействия  трудоустройству инвалидов остаются  направление на социальные рабочие места, в случае наличия у работодателя специальных рабочих мест, и поддержка  организаций, создаваемых общественными объединениями инвалидов, производящих товары или оказывающих услуги. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 33 учебно-производственных предприятия общества слепых и 18 - общества глухих, где постоянно работают около четырех тысяч инвалидов. В 2014 г. ожидается трудоустройство еще 6600 людей с ограниченными возможностями по специально разработанным региональным картам трудоустройства  инвалидов.

В Законопроекте[1] также предусмотрены механизмы поддержки работодателей, создающих специальные социальные рабочие места для инвалидов. Наряду с этим будет произведен пересмотр механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон РК «О государственных закупках» предоставляет организациям, созданным людьми с ограниченными возможностями, право на производство тифлотехнических средств, специальных средств передвижения, обязательных гигиенических средств.

Контингент участников программы «Дорожная карта занятости-2020» расширен и охватывает также лиц с ограниченными возможностями, которые могут пройти профессиональное обучение с целью дальнейшего трудоустройства, получить микрокредит  для открытия или расширения собственного дела в сельской местности. Имеется возможность организации добровольного переезда в центры экономического роста в рамках потребностей работодателя.

Создание доступной среды

В регионах  созданы советы по делам инвалидов, экспертные группы из представителей общественных организаций инвалидов, специальные рабочие группы для проведения паспортизации; проводится  паспортизация социально значимых объектов.

По состоянию на 1 января 2014 года проверены 18,8 тысяч объектов. Активно проводится паспортизация в Южно-Казахстанской (4083), Акмолинской (3375), Северо-Казахстанской (2585) и Алматинской (1970) областях. Недостаточное внимание уделяется ей в Западно-Казахстанской (167) области и г. Астане (204).

В текущем году Министерство совместно с местными исполнительными органами приступило к реализации региональных Карт адаптации объектов. В рамках этой деятельности планируется адаптация 1.084  объектов, в том числе - 179 за счет средств «ДКЗ 2020» и  905  объектов за счет средств местного бюджета. В текущем году будет установлено более 10 тыс. специализированных дорожных знаков (указателей) в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, и  произведено обустройство  пешеходных переходов 136 звуковыми устройствами.

По инициативе самих общественных объединений инвалидов в Казахстане внедрены услуги социального такси. В настоящее время в областях  функционирует 102  «Инватакси», которые ежегодно оказывают услуги более 190 тыс. инвалидов. В бюджете 2014 года на эти цели предусмотрено 90,9 млн. тенге.

Создание Карты доступности объектов позволит автоматизировать базу данных о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры.

Из-за отсутствия жесткой системы контроля над соблюдением требований «доступности» 82% из общего количества паспортизированных объектов требуют адаптации к потребностям инвалидов.

В  проекте Закона[2] также предусматривается введение новых понятий, таких как -«доступная среда», «общественное место», «доступная форма получения информации»; введение ответственности субъектов за нарушение  законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в процессе проектирования, строительства и последующей эксплуатации объекта, а также ответственности лиц, принимающих в эксплуатацию построенные объекты за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов маломобильным группам населения. Также включены вопросы создания условий для доступности услуг железнодорожного транспорта, авиаперелетов, водного транспорта для инвалидов и расширение прав инвалидов на получение любой информации в доступных для него форматах; порядка оборудования жилых помещений (жилища), предоставляемым инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.

Наряду с этим, прилагаются усилия по содействию развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями и повороту  общественного сознания к их нуждам и признанию их равными и здоровыми людьми. Запоминающимся ярким событием для лиц с особыми возможностями стало проведение в прошлом году  первого в истории Казахстана фестиваля  «РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ».

В конкурсах по десяти различным номинациям приняли участие около 6 тыс. граждан с ограниченными возможностями. Социальные проекты, презентованные участниками конкурса, получили признание и готовятся к внедрению с участием спонсоров– работодателей.

Проводимая Министерством и его территориальными органами работа по социализации лиц с особыми потребностями  осуществляется во взаимодействии с представителями гражданского общества и, в первую очередь, с общественными объединениями инвалидов. При Правительстве РК создан и работает Координационный совет в области социальной защиты инвалидов, в котором 16 из 25 членов являются представителями  НПО.  

Деятельность Координационного Совета, как консультативно-совещательного органа,  обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в нормотворческом процессе, обмене опытом и оперативном реагировании на проблемы,  требующие решения. Так, например, члены Координационного Совета принимали активное участие в разработке Законов РК «О социальной защите инвалидов» и «О специальных социальных услугах», а также стандартов специальных социальных услуг и других нормативно-правовых актов.

[1] «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов»

[2] «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов»

 

Изменён 29 апреля, 2014 - 18:17
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий