A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Выступление Министра Дуйсеновой Т.К. на пленарной сессии «Социальное партнерство. Распределение ответственности по обеспечению продуктивной занятости и расширению достойного труда» VII Астанинского экономического форума г. Астана, 21 мая 2014 года

Уважаемые дамы и господа!

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан приветствует участников седьмого Астанинского экономического форума.

Переходя к ключевым вопросам сессии, хотела бы подчеркнуть, что казахстанская модель социально-трудовых отношений формируется на основе Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда при поддержке Международной организации труда, которая на каждом этапе нашего развития дает объективную оценку, делясь ценным мировым опытом и стратегическими подходами.

В 2007 году мы приняли Трудовой кодекс, сегодня опыт применения которого свидетельствует, что развивающая система социального партнерства обладает значительным потенциалом в решении вопросов социально-трудовых отношений.

Совместно с социальными партнерами мы согласовали и сформулировали основные приоритеты достойного труда, включающие:

1) укрепление трехстороннего сотрудничества и социального диалога;

2) содействие расширению занятости;

3) развитие национальной системы квалификации;

4) обеспечение безопасности и охраны труда на производстве;

5) совершенствование системы социального обеспечения и социального страхования.

В укреплении трехстороннего сотрудничества и социального диалога важную роль имеет Республиканская трехсторонняя комиссия, являющаяся высшим консультативно-совещательным органом Правительства, профсоюзов и работодателей в решении политических и экономических преобразований и плавном снижении негативного влияния кризисов. 

Действует Генеральное соглашение, определившее обязательства Сторон по обеспечению необходимых условий достойного труда, внедрению стандартов качества жизни, роста производительности труда и стабильной занятости.

Важными звеньями многоуровневой системы социального партнерства является отраслевые и региональные соглашения, коллективные договора на уровне предприятий. Эффективным показателем развития которого является восемьдесят восемь процентов охвата крупных и средних предприятий коллективными договорами.

Дальнейшее повышение переговорного потенциала, развитие рабочего представительства, модернизация и повышение роли профессиональных союзов в социально-трудовых отношениях предусмотрены в разработанном совместно с социальными партнерами проекте нового Закона «О профессиональных союзах», который находится на рассмотрении в Парламенте РК.

Сегодня Казахстан ратифицировал 23 Конвенций, 8 из которых являются основополагающими, что подтверждает важность для Казахстана дальнейшего укрепления института социального партнерства в обеспечении социальных гарантий, продвижении международных стандартов в области труда и занятости.

Содействие расширению занятости является основным направлением в реализации Национальной идеи вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Показатели доклада «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» свидетельствуют, что в мире остаются низкими темпы роста занятости, продолжает расти безработица, особенно среди молодых людей, большое число потенциальных работников остаются вне рынка труда.

В данных условиях Казахстане в отношении безработных и непродуктивно самозанятых граждан успешно реализует активные меры содействия занятости, предусмотренные Программой Дорожная карта занятости 2020 - это создание постоянных рабочих мест, стимулирование предпринимательской активности, создание социальных рабочих мест, организация молодежной практики, профессиональное обучение, профориентация и повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов.

За период реализации Программы государственную поддержку получили более 267,9 тыс. человек, из которых 57 % составляет молодежь в возрасте до 29 лет. Важным результатом Программы по итогам 2013 года является снижение уровня безработицы до 5,2 %, уровень молодежной безработицы до 5,5 %.

Данные показатели являются весьма позитивными на фоне текущей непростой ситуации состояния рынка труда в мире, где по данным Евростата, уровень безработицы в начале текущего года составил 10,8 %, молодежной безработицы – 23,4 % (в Греции – 59 %,  в Испании - 54,6 %).

Сегодня активно реализуя политику индустриализации Казахстан все больше нуждается в квалифицированной конкурентоспособной рабочей силе, соответствующей запросам инновационного развития страны. По предварительным оценкам до 2018 года в Казахстане наиболее дефицитными станут профессии технического и профессионального образования.

Решение данной задачи мы видим в эффективном формировании и развитии Национальной системы квалификаций

- способной поддержать устойчивый баланс между спросом и предложением рабочей силы;

- обеспечить взаимодействие сфер труда и образования в области классификации профессий и специальностей;

- основанной на профессиональных стандартов по всем видам экономической деятельности и независимой сертификации и оценки знаний при непосредственном участии работодателей. Это важно, так как их мнение относительно полученных знаний и навыков выпускниками позволят улучшить шансы трудоустройства специалистов.

В этом направлении мы намерены выстраивать социальное партнерство с широким кругом работодателей, профсоюзов и крупных компаний для обеспечения приемлемых условий совместной работы, направленной на решение проблем в подготовке профессионалов в соответствии с потребностями рынка труда.

Уважаемые участники сессии!

Вопросы обеспечения безопасности и охраны труда на производстве сохраняют свою актуальность с связи с неуклонным ростом темпов глобализации экономики, торговли, технического прогресса.

По данным МОТ во многих странах количество несчастных случаев на производстве, как и количество профессиональных заболеваний, продолжает расти.  Казахстан не является исключением, ежегодно, в стране сотни мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев и профзаболеваний, которые приводят к значительным экономическим потерям.

Учитывая это,

- приоритет жизни и здоровья работника являются основой стратегии управления рисками в области охраны труда;

- важно активизировать усилия социальных партнеров по внедрению эффективных мероприятий по определению опасности, оценки рисков, проведения профилактических мероприятий. 

В настоящее время, Министерством совместно с социальными партнерами, экспертами МОТ разрабатывается Комплекс мер по обеспечению безопасности и охраны труда до 2020 года для реализации системных мер предупреждения производственного травматизма, обеспечения безопасных условий труда работников.

Предлагается ратифицировать Конвенцию МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой будут внедрена система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте.

Во взаимодействии с социальными партнерами планируется провести масштабную работу по гармонизации отраслевых нормативных правовых актов труда, санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны труда с законодательством развитых зарубежных стран (директивы ЕС и др.).

В целях повышения достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков предлагается:

- принять прозрачный и понятный работодателю и работнику порядок аттестации производственных объектов по условиям труда;

- законодательно определить механизм добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства для снятия административных барьеров и снижения издержек малого бизнеса.

Социальное партнерство является одним из компонентов совершенствования системы социального обеспечения и социального страхования.

За годы независимости Казахстана в результате проведенных социальных реформ была построена многоуровневая система социальной защиты, особенностью которой является распределение солидарной ответственности между государством, работодателями и гражданами. Система состоит из нескольких уровней:

Первый уровень (базовый) – охватывает всех граждан, независимо от того, работают они или нет и реализует требования и социальные гарантии, предусмотренные в Конституции, согласно которой каждому казахстанцу гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Второй уровень (дополнительный) – охватывает работающее население и представлен накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием. Размеры социальных выплат зависят от застрахованного заработка и стажа участия в системе.

Третий уровень (добровольный) – представлен любыми видами выплат, финансируемыми на добровольной основе. Например, пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов, выплаты из компаний по страхованию жизни и добровольные накопления.

В целом, проводимая работа по обеспечению продуктивной занятости и расширению достойного труда основана на механизме социального партнерства и дальнейшее конструктивное сотрудничество будет содействовать разработке реальных инструментов при согласовании ключевых элементов политики занятости и трудовых отношений.

Надеюсь, что в ходе конструктивного и делового обсуждения на данном форуме мы продвинемся в решении обсуждаемых вопросов, формировании единой позиции и выработке практических рекомендаций.

Желаю участникам, гостям форума плодотворной работы, заинтересованного обсуждения вопросов и полезных встреч!

Благодарю за внимание!

Изменён 21 мая, 2014 - 19:58
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий