A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Разъяснительные материалы в сфере миграции населениия

1. В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1. В целях определения порядка и условий выдачи и (или) продления разрешений устанавливаются следующие категории работников:

1) первая категория – руководители и их заместители;

2) вторая категория – руководители структурных подразделений, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;

3) третья категория – специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;

4) четвертая категория – квалифицированные рабочие, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих.

2. Местный исполнительный орган выдает разрешения в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения.

3. Количество действующих, ранее выданных разрешений на территории соответствующей административно-территориальной единицы не превышает количества распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения квоты на привлечение иностранной рабочей силы на соответствующий календарный год.

4. Выдача и (или) продление местным исполнительным органом разрешений осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) количество граждан Республики Казахстан не менее 70 % списочной численности работников относящихся к первой и второй категориям;

2) количество граждан Республики Казахстан не менее 90 % списочной численности работников относящихся к третьей и четвертой категориям.

При расчете местного содержания в кадрах, в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.

Информация о местном содержании в кадрах работодателем представляется в местный исполнительный орган по форме согласно приложению 2 к Порядку и условиям выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 (далее – Правила).

5. Действие пункта 6 настоящих Правил не распространяется на:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) государственные учреждения и предприятия;

3) иностранного работника, прибывшего для самостоятельного трудоустройства в Республику Казахстан в соответствии с подпунктом 21) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О занятости населения";

4) разрешения, выдаваемые в рамках квот по странам исхода, при наличии ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов;

5) представительства и филиалы иностранных юридических лиц с численностью работников не более 30 человек.

6. Условия по местному содержанию в кадрах для приоритетных проектов определяется заинтересованными центральными государственными органами по согласованию с местным исполнительным органом на территории которых реализуются проекты и уполномоченным органом по вопросам занятости населения по установленной форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

7. За выдачу и (или) продление разрешения с работодателей взимается налоговый сбор (далее – сбор) согласно размерам ставок сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2016 года № 459 "Об установлении ставок сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан".

8. Для получения разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо через информационную систему "Государственная база данных "Е-лицензирование" либо в бумажном виде представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы заявление, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, с приложением документов, представляемые для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы согласно приложению 5 к настоящим Правилам, а также сведения о привлекаемых иностранных работниках с указанием фамилии, имени, отчества (в том числе латинскими буквами), даты рождения, гражданства, номера, даты и органа выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность), страны постоянного проживания, страны выезда, образования, наименования специальности, квалификации (должности) в соответствии с применяемым в Республике Казахстан профессиональными стандартами, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих и Государственным классификатором Республики Казахстан 01-99 "Классификатор занятий".

9. В случаях представления в неполном объеме и (или) не заполнения по установленной форме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, местный исполнительный орган в течение трех рабочих дней со дня их поступления возвращает приложенные к заявлению документы и выдает работодателю письменное обоснование о возврате документов (с указанием не представленных и (или) не заполненных по установленной форме документов согласно Правилам).

При приеме документов в бумажном виде, местный исполнительный орган выдает работодателю расписку с указанием перечня принятых документов согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

10. Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдаются сроком:

1) для первой категории – на двенадцать месяцев, с продлением ежегодно на срок двенадцать месяцев;

2) для второй и третьей категории – на двенадцать месяцев, с продлением на срок двенадцать месяцев, но не более трех раз;

3) для четвертой категории – на двенадцать месяцев без права продления;

4) для сезонных иностранных работников – до двенадцати месяцев, без права продления.

13. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается местным исполнительным органом в течение семи рабочих дней со дня принятия документов работодателя.

Местный исполнительный орган принимает решение на основании рекомендаций Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Комиссия), создаваемой местным исполнительным органом.

11. В состав Комиссии включаются представители органов внутренних дел, органа в области образования и местного органа по инспекции труда.

12. Работодатель либо его представитель по своему усмотрению участвует на заседании Комиссии. Местный исполнительный орган размещает информацию о дате, времени и месте заседания Комиссии на своем официальном интернет-ресурсе не менее, чем за три рабочих дня до даты заседания.

13. Местный исполнительный орган через информационную систему "Государственная база данных "Е-лицензирование" либо письменно уведомляет работодателя о принятом решении о выдаче либо отказе в выдаче, продлении либо отказе в продлении разрешения в течение одного рабочего дня после дня его принятия.

14. В случае принятия решения о выдаче и (или) продления разрешения, местный исполнительный орган направляет уведомление работодателю согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

15. В случае принятия решения об отказе в выдаче или отказе в продлении разрешения местный исполнительный орган указывает его основания в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

16. Работодатель со дня получения уведомления о выдаче разрешения через информационную систему "Государственная база данных "Е-лицензирование" либо в бумажном виде представляет местному исполнительному органу в течение десяти рабочих дней копии документов, подтверждающие внесение сбора за выдачу разрешения.

При непредставлении работодателем документов, подтверждающих внесение сбора в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления в местный исполнительный орган, решение о выдаче разрешения аннулируется местным исполнительным органом.

17. Местный исполнительный орган через информационную систему "Государственная база данных "Е-лицензирование" либо в бумажном виде выдает разрешение работодателю в течение двух рабочих дней со дня получения копий документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

В случае неявки работодателя по истечении двух рабочих дней за получением разрешения, местный исполнительный орган направляет разрешение по адресу регистрации работодателя по почте с получением уведомления о получении почтового отправления.

18. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не выдается и не продлевается в следующих случаях:

1) превышения размера распределенной квоты;

2) несоблюдения работодателем условий, установленных пунктом 6 настоящих Правил;

3) установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения. В этом случае в течение двенадцати месяцев со дня установления подобного факта не выдаются новые разрешения;

4) несоответствия уровня образования (профессиональной подготовки) и опыта (стажа) практической работы иностранной рабочей силы квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

2. В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ

Государством на протяжении всех лет независимости проводится политика стимулирования добровольного возвращения в страну этнических казахов.

За указанный период на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 284 361 тыс. семей или 1 006 473 тыс. этнических казахов, что составляет 6 % от общей численности населения.

Большинство оралманов – 61,6% прибыли из Узбекистана, 12,1% являются выходцами из Китая, 11,7% - из Монголии, 7,1% - из Туркменистана, 3,8% - из России и 3,7 % - из других стран.

Лица трудоспособного возраста составляют 56,1%, дети до 18 лет – 39,3% и пенсионеры – 4,6%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 8,9% имеют высшее образование, 20,5 % среднее специальное образование, 61,1% общее среднее образование, 9,5% не имеют образования.

Реализована региональная квота приема оралманов и переселенцев на 2016 год. Так в рамках квоты получили меры государственной поддержки 2422 оралманов и 793 внутренних мигрантов.

За последние годы с принятием новых мер предусматривающий социальный пакет для оралманов, их количество возросло на 6,5 раз (в 2016 году 33 754 этнических казаха или 16 417 семей получили статус оралмана, в 2015 году 4 882 этнических казаха или 1 920 семей, в 2014 году 8247 этнических казаха или 3792 семей).

Наибольшее количество оралманов расселились в Южно-Казахстанской – 6017 семей (11469 чел)., Алматинской – 4445 семей (8583 чел), Жамбылской – 1040 семей (1962 чел)., Мангистауской – 766 семей (3597 чел)., и Восточно-Казахстанской областях – 719 семей (1679 чел).

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан оралманы имеют следующие льготы:

- освобождение при въезде на территорию РК от уплаты таможенных платежей на имущество для личного пользования, включая транспортные средства (ЗРК «О миграции населения», ст.23);

- получение разрешения на постоянное проживание в РК в упрощенном порядке, без подтверждения своей платежеспособности и независимо от вида визы, включая студентов из числа этнических казахов (ЗРК «О миграции населения», ст.23, 33);

- обеспечение бесплатными адаптационными и интеграционными услугами в Центрах адаптации и интеграции оралманов (ЗРК «О миграции населения», ст.23);

- временная регистрация в центрах адаптации и интеграции оралманов, центрах временного размещения при отсутствии служебного или собственного жилища на срок не более одного года (ЗРК «О миграции населения», ст.26);

- обеспечение мерами по содействию занятости наравне с гражданами РК (ЗРК «О занятости населения», ст. 5);

- обеспечение медицинской помощью наравне с гражданами РК (КРК          «О здоровье нации и системе здравоохранения», ст.34);

- обеспечение местами в школах и дошкольных организациях наравне с гражданами РК (ЗРК «О миграции населения», ст.23);

- получение образования в рамках квот на поступление в учебные организации технического и профессионального, послесреднего и высшего образования (ЗРК «Об образовании», ст.26);

- получение адресной социальной помощи,  госпособий на детей и спецгоспособий наравне с гражданами РК (ЗРК «Об адресной социальной помощи, ст. 2., «О госпособиях семьям, имеющим детей», ст. 2., «О специальном государственном пособии в РК», ст. 3);

- пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК (ЗРК «О пенсионном обеспечении в РК», ст.2);

- получение земельного участка на праве временного безвозмездного землепользования для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, а также для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельхозпроизводства («Земельный Кодекс РК», ст.46);

- получение жилища из фонда коммунальной собственности местных исполнительных органов (ЗРК «О жилищных отношениях», ст. 68).

- получение гражданства РК в упрощенном (регистрационном) порядке, включая студентов из числа этнических казахов (ЗРК «О гражданстве РК», ст.16-1).

 

         3. В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ

Во внутренней миграции ежегодно участвуют порядка 418 тыс.человек (228 тыс.чел. в межрегиональной (между областями) и 190 тыс.чел в региональной (внутри одной области).

За последние пять лет, основными центрами притяжения населения страны являются Астана (153 тыс.чел.) и Алматы (216 тыс.чел.).

При этом, наибольшая часть населения выбывают из Алматинской (94,5 тыс.чел), Южно-Казахстанской (54,7 тыс.чел), Жамбылской (36 тыс.чел) областей.

Положительное сальдо миграции устойчиво сохраняется в городах Астана (+81,8 тыс.чел) и Алматы (+112,6 тыс.чел) и Мангистауской области (+7,9 тыс.чел), отрицательное сальдо миграции в Жамбылской (–42,8 тыс.чел), Южно-Казахстанской (–67,4 тыс.чел.), ВКО (–26,4 тыс.чел.) областях.

В 2014 году во внутренней миграции участвовали – 405,6 тыс.чел. (177,2 тыс. человек в межрегиональной (между областями) и 228,3 тыс. человек в региональной (внутри одной области), в 2015 году – 455,4 тыс.чел. (202,7 тыс. человек в межрегиональной (между областями) и 252,6 тыс. человек в региональной (внутри одной области) увеличилась на 11%.

По предварительным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан во внутренней миграции в 2016 году участвовали 610 тыс. человек (293,9 тыс. человек в межрегиональной (между областями) и 316,7 тыс. человек в региональной (внутри одной области) по сравнению с 2015 годом увеличилась на 25,3%.

В свою очередь, с 2011 года осуществляется добровольное переселение граждан из трудоизбыточных мест в регионы с дефицитом рабочей силы.

С 2011 по 2016 годы переселено более 19 тыс. человек с оказанием  соответствующей господдержки (в виде выплаты субсидий на переезд, расходы на эти цели составили 464 млн. тенге). Из общего числа переселенных 9,0 тыс. являются трудоспособными: 7,0 тыс. – трудоустроено, 2,0 тыс.- будут трудоустроены в течение 2017 года.

Переселенным гражданам предоставлено порядка  5,4 тыс. служебных квартир и комнат в общежитиях (100% охват).

В текущем году мерами социальной поддержки в рамках Программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства планируется охватить 2,7 тыс. человек из числа оралманов и переселенцев.

Господдержка в рамках новой Программы включает предоставление субсидий на переезд, а также субсидии для покрытия расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг в течение одного года.

Справочно: Для переселенцев предусмотрен соцпакет:

1) субсидии на переезд – единовременно в размере 35 МРП (79,4 тыс. тенге) на каждого члена семьи, на 2017 год предусмотрено 269 млн.тенге из РБ;

2) субсидии на возмещение расходов по найму (аренде) жилья – ежемесячно в течение 12 месяцев от 15 до 30 МРП (от 34,0 до 68,1 тыс. тенге) для одного человека, на 2017 год предусмотрено 510 млн.тенге из МБ в рамках трансфертов общего характера.

По данной Программе регионами выбытия определены 4 области - Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Южно-Казахстанская области (регионы, имеющие ежегодный прирост населения за последние10 лет более 2% от численности населения области и/или плотность населения более 6,4 человек на квадратный километр).

 

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office razyasnitelnye_materialy_v_sfere_migracii_naseleniiya.doc64 КБ
Изменён 8 июня, 2017 - 16:36
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий