A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Доклад Министра ТСЗН РК Абылкасымовой М.Е. по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам занятости населения» на пленарном заседании Сената Парламента РК 20 декабря 2018 года

 Уважаемый Касым-Жомарт Кемелулы!

Уважаемые депутаты!

Вашему вниманию представлен проект Закона Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» (далее – Законопроект).

Проект Закона разработан в соответствии с поручениями Главы государства в целях формализации деятельности и обеспечения участия самостоятельно занятого населения в системах социального обеспечения. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 3 кодекса (Бюджетный, Предпринимательский, Налоговый) и 19 Законов («О государственной адресной социальной помощи», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном социальном медицинском страховании», «О занятости населения», «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан», «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О науке», «О миграции населения», «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», «Об информатизации», «О контрразведывательной деятельности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения»).

Основной новеллой Законопроекта является введение с 1 января 2019 года нового правового режима Единого совокупного платежа (ЕСП), предусматривающего упрощенный порядок регистрации в налоговых органах деятельность неформально занятых.

Справочно:

По итогам третьего квартала 2018 года численность занятого населения составила 8,7 млн. человек, в том числе 6,6 млн. наемных работников и 2,1 млн. самостоятельно занятых.

В экономике республики из общей численности занятых 16% являлись неформально занятыми (1 387 тыс. человек), из них наемные работники, которые работают без оформления трудовых договоров, составляют порядка 800 тыс. человек и самостоятельно занятые – 588 тысяч человек.

Как показывает текущая ситуация, неформальной занятости способствуют такие факторы как сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем и сложность определения налогового режима.

Для упрощения регистрации деятельности неформально занятых предлагается введение Единого совокупного платежа.

Уплата ЕСП позволит не только зарегистрировать неформальную деятельность, но также участвовать в системе обязательного медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.

ЕСП заменит 4 обязательных платежа для всех работающих граждан Казахстана в один разовый платеж.

Для плательщиков ЕСП установлены минимальные ставки по подоходному налогу и социальным платежам, в размере 1 МРП
 (2 525 тенге) для городов республиканского значения, столицы и областного значения и вдвое ниже на уровне половины МРП
 (1 263 тенге) для жителей других населенных пунктов.

Доли Единого совокупного платежа составят:

- 10 % на индивидуальный подоходный налог;

- 20 % – социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования;

- 30 % – пенсионные выплаты в Единый накопительный пенсионный фонд;

- 40 % – отчисления в Фонд обязательного социально-медицинского страхования.

ЕСП будет распространяться на физические лица, осуществляющие деятельность с целью получения дохода, при соблюдении следующих условий:

1) не используют труд наемных работников;

2) выполняют работы, оказывают услуги для физ. лиц;

3) реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.

При этом, предельный доход за календарный год не должен превышать 1 175 МРП (2 966 тыс. тенге в год, 247 тыс. тенге в месяц в 2019 году).

Для остальных категорий граждан сохраняется действующий порядок уплаты налогов и социальных платежей.

В результате введения ЕСП предусматривается формализация деятельности 500 тысяч человек из числа неформально занятых, а также ожидается переток 65,4 тысяч плательщиков из действующих налоговых режимов на основе патента и упрощенной декларации.

В целом, введение ЕСП для неформально занятых позволит:

участвовать в системе обязательного социального медицинского страхования и получить доступ к медицинским услугам, неограниченным по сумме и видам, с правом выбора медицинского учреждения;

участвовать в накопительной пенсионной системе и получение базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в системе;

получить социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года.

Второй блок поправок направлен на устранение различного толкования терминов «самостоятельно занятое лицо».

Для единообразного применения терминов предлагаются определения «занятое лицо», «наемный работник» и «независимый работник».

Кроме того, по сравнению с действующей регламентацией занятого населения предлагается более широкая категоризация занятых лиц.

Предлагаемые определения и категории занятых лиц приводятся в соответствие с международной классификацией статуса занятых Международной организации труда.

Третий блок поправок направлен на устранение расхождений в категориях плательщиков социальных платежей.

Законопроектом проведена унификация категорий плательщиков в законах о социальном страховании, обязательном социальном медицинском страховании и пенсионном обеспечении.

Четвертый блок поправок направлен в реализацию поручения Главы государства по повышению размера минимальной заработной платы с 1 января 2019 года до
42 тысяч тенге. При этом МЗП не будет привязана к величине прожиточного минимума.

Так, в Законе РК «О минимальных социальных стандартах» исключается норма, устанавливающая, что основой для определения МЗП является величина прожиточного минимума. При этом за МЗП сохраняется статус - минимального стандарта оплаты труда.

Кроме того, в целях недопущения дополнительной нагрузки на бюджет, бизнес (работодателя) и работника, для определения отдельных видов выплат вместо МЗП будут использоваться ПМ или месячный расчетный показатель (выплаты семье погибшего конфиденциального помощника и его иждивенцам в случае его гибели при участии в проведении контрразведывательных или оперативно-розыскных мероприятиях; доплаты за научную степень для кандидата или доктора наук, PhD).

Вместе с тем, для снижения нагрузки на работодателя и работника будут пересмотрены максимальные размеры взносов в ГФСС, ЕНПФ и ФСМС кратные к новой величине МЗП. При этом их максимальные размеры в номинальном выражении сохраняться на прежнем уровне.

Пятый блок поправок предусматривает внесение поправок в Налоговый кодекс, касающихся предоставления налоговых преференций для участников международного технологического парка «Астана Хаб».

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелулы!

Уважаемые депутаты!

Позвольте выразить благодарность депутатам и руководителю Рабочей группы за проведенную конструктивную работу.

Уверена, что предлагаемый законопроект позволит обеспечить охват неформально занятых лиц мерами социального обеспечения, а также легализовать им свою деятельность.

Благодарю за внимание!

Прошу поддержать.
 

Изменён 20 декабря, 2018 - 12:06
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий