A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Информация по исполнению Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по противодействию коррупции на 2018

Информация

по исполнению Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по противодействию коррупции  на 2018

 

Управление кадровой службы во исполнение Плана мероприятий по противодействию коррупции, сообщает следующее.

Пункт 1.1. Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 ноября 2018 года № 516 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере» (далее – приказ) с 27 сентября с по 27 октября 2018 года был размещен на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для его публичного обсуждения.

По итогам публичного обсуждения замечаний и предложений к приказу не поступало.

Во  втором квартале 2019 года Министерством запланировано проведение общественных слушаний, направленных на исключение административных барьеров.

Пункт 2.1. «Назначение пособия матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида» запущено композитно проактивном формате с услугом по установлению инвалидности.

 Пункт 2.2. Приказом МТСЗН РК от 30 ноября 2018 года № 516 предусмотрено оказание 3 государственных услуг посредством одноразового пароля (в части получения информации о назначении):

1. «Установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты»;

2. «Выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи»;

3. «Выдача информации о поступлении и движении средств вкладчика единого накопительного пенсионного фонда».

Министерством на постоянной основе проводится правовой мониторинг действующего законодательства с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию.

По результатам правового мониторинга своевременно принимаются меры по внесению соответствующих поправок в действующие НПА.

Анализируется состояние нормотворчества, в том числе по замечаниям Министерства юстиции РК по результатам проведенной юридической экспертизы нормативных правовых актов, разработанных Министерством.

Результаты анализа доводятся до сведения руководства и наиболее часто выставляемые замечания сводятся в Перечень упущений, допускаемых при разработке нормативных правовых актах, который также направляется в структурные подразделения для учета в работе и недопущения в будущем.

Так, по результатам  проведенного анализа, по состоянию на 1 января 2019 года фактов дискреционных полномочий не выявлено.

Пункт 19. Соответствующими службами Министерства на постоянной основе проводится мониторинг на предмет соблюдения требований по вопросам конфликта интересов и ограничений на государственной службе.

По итогам проведенного мониторинга факты по допущению конфликтов интересов и не соблюдений ограничений на государственной службе не выявлено.

Вопросы предотвращения и разрешения конфликта интересов, а также соблюдения ограничений на государственной службе находятся под строгим контролем руководства Министерства.

Пункт 31. Министерством проработан вопрос внедрения принципов меритократии в кадровую политику государственных предприятий и бюджетных организаций.

В целях выработки единой позиции по внедрению принципов  меритократии в кадровую политику государственных предприятий и бюджетных организаций Министерством проведены совещания  (13 апреля, 18 мая 2018 года) с участием заинтересованных государственных органов и профсоюзов, в ходе которого   решено, что конкурсный отбор исполнительского состава бюджетных организаций нецелесообразен.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», размер оплаты труда складывается путем умножения базового должностного оклада (17 697 тг.) на коэффициент тарифной сетки в зависимости от категории работника.

К примеру, размер заработной платы специалиста социальной сферы, относящегося к вспомогательному персоналу, составляет, около 30 тысяч тенге (машинист по стирке белья – 32 385 тг., на руки 25908 тг., санитарка палатная – 34 686 тг., на руки 27748 тг.). Данный фактор отрицательно сказывается на привлекательности гражданской службы.

В этой связи, по итогам совещаний принято решение, что  конкурсный отбор необходимо производить исключительно на занятие вакантных руководящих должностей на гражданской службе.

В целях закрепления принципов меритократии в системе гражданской службы данные поправки внесены в Концепцию проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам труда» (далее - Концепция).

Пункт. 32. Вышеуказанной Концепцией предусмотрено дополнить компетенцию уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений по разработке и утверждению порядка служебной этики гражданских служащих.

Проект концепции к Законопроекту 19 сентября 2018 года одобрен Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан.

Согласно Плану законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2019 год, сроки предоставления законопроекта в Министерство юстиции Республики Казахстан – февраль 2019 года, в Правительство Республики Казахстан – март 2019 года, в Парламент Республики Казахстан – май месяц 2019 года.

Пункт 49. Республиканское государственное учреждение «Курсы повышения квалификации кадров социально-трудовой сферы» Министерства ликвидировано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2018 года № 826.  

Кроме того, в соответствии с Правилами  подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 125, повышение квалификации и переподготовка государственных служащих осуществляется только  в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, где курсы по антикоррупционной политике включены в образовательную программу.

Пункт 64.  Ответственным секретарем Министерства утверждено закрепление к  Плану мероприятий на 2018-2020 годы, по реализации  Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2020 годы и противодействию теневой экономике.    

Кроме того, приказом ответственного секретаря Министерства от  6 февраля 2018 года № 37 утвержден План мероприятий по противодействию коррупции, предусматривающий вопросы совершенствования нормативной правовой базы по противодействию коррупции, совершенствования мер по снижению коррупции, противодействия теневой экономике, и антикоррупционной пропаганды.

Пункт 66.  В соответствии с Правилами внешнего анализа коррупционных рисков, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2017 года № 806, подписан совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции от 15 января  2019 года № 4  и Министра труда и социальной защиты от 17 января 2019 года  № 20 «О проведении внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Министерства труда и социальной защиты и его подведомственных организаций и территориальных подразделений ведомства».

Общий период для проведения внешнего анализа коррупционных рисков определен с 17 января по 22 февраля 2019 года.

Министерством будет подготовлен План мероприятий по исполнению внесенных по итогам внешнего анализа рекомендаций в течение 10 рабочих дней после предоставления аналитической справки.

За период с 2016 по 2018 годы анализа внешних коррупционных рисков в Министерстве не проводились.

Пункт 73. В целях предупреждения нарушений трудового законодательства государственными инспекторами труда в 2018 году проведено 8 874 проверок, в ходе которых выявлено 11 976 нарушений.

Государственными инспекторами труда в ходе проверок установлено 309 фактов привлечения работников без заключения трудовых договоров.

По всем фактам работодателям выданы предписания, руководители предприятий привлечены к административной ответственности.

В настоящее время Министерством ведется работа по внедрению электронных трудовых договоров – E-hr, целью которого является законодательное урегулирование и упрощение процедуры заключения трудового договора в электронной форме, что в итоге обеспечит прозрачность трудовых взаимоотношений и позволит отказаться от бумажных трудовых договоров и предоставления бумажных документов при заключении трудовых договоров.

С июля 2018 года запущен пилот по внедрению Системы учета профилей работников и электронных трудовых договоров (далее – E-hr) на базе крупных компаний квазигосударственного сектора. Министерством создано хранилище электронных трудовых договоров, приложения для работодателей разрабатываются ИТ компаниями.

Вместе с тем, в E-hr реализован функционал ведения прогнозных данных по высвобождению трудовых ресурсов за счет внедрения цифровизации и роботизации и расчета мер по их перепрофилированию и трудоустройству.

С 1 ноября 2018 года на Портале Enbek.kz запущен сервис по регистрации трудовых договоров для организаций, не имеющих информационных систем кадрового учёта. В 2019 году планируется запуск аналогичного сервиса на портале Egov.kz.

Кроме того, Министерством подготовлен пакет поправок в законодательство с целью урегулирования правого статуса электронных трудовых договоров и обязательств работодателя по предоставлению сведений о трудовых отношениях, и со второго полугодия 2019 года планируется внедрение системы учета электронных трудовых договоров по всей республике.

Также, Министерством в целях недопущения и выявления неформальных трудовых отношений, сокращения скрытых форм трудовых отношений, повышения уровня информированности граждан об их правах в сфере труда в марте текущего года будет объявлена общереспубликанская акция «Заключите трудовой договор» (далее - Акция).

Целью Акции является недопущение и выявление неформальных трудовых отношений, сокращение скрытых форм трудовых отношений, повышение уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.

В регионах в реализацию Акции созданы «Горячие линии» для консультирования населения о проблемах  неформальной занятости  и ее негативных последствиях.

Местными исполнительными органами организовано около 40 форумов, семинаров и встреч с субъектами трудовых отношений, посвященных пропаганде легализации трудовых отношений. 

По итогам проведенной работы по республике более 10 тыс. работодателей легализовали трудовые отношения с работниками, заключив более 37,9 тыс. трудовых договоров. 

Пункт 89. В соответствии с подпунктами 4) и 7) статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» подведомственными организациями Министерства государственные закупки осуществляются на основании принципов открытости и прозрачности процесса государственных закупок. Полная информация о государственных закупках подведомственных организаций размещена на веб-портале государственных закупок.

Пункт 99. Министерством реализуется План организационных мероприятий на 2018-2019 годы по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны, и соответственно в систему обязательного социального медицинского страхования (далее - Дорожная карта).

По итогам 2018 года реализации Дорожной карты по актуализации статуса граждан в информационных системах государственных органов наблюдается следующая динамика.

С начала 2018 года из 2 707,6 тыс. человек, не имели статуса в государственных базах данных. На 3 января текущего года актуализирован статус 1 785,7 тыс. человек.

763,8 тыс. работников заключили трудовые договора, по ним начали поступать обязательные пенсионные взносы, 11,6 тыс. предпринимателей зарегистрировали свою деятельность, 11,9 тыс. человек – зарегистрированы как безработные, 124,1 тыс. человек – получатели социальных выплат, адресной социальной помощи, 28,7 тыс. человек – женщины, осуществляющий уход за ребенком до 3-х лет, беременные.

845,6 тыс. человек – домохозяйки, студенты, умершие, выехавшие, школьники старше 18 лет, военнослужащие срочной службы, работающие по договору ГПХ, работающие на дому без трудового договора, работающие в иностранных предприятиях, оралманы, спец работники, учредители и т.д.

Разработан детальный план по актуализации на 2018-2019 годы по основным категориям лиц. Их количество составляет 921,9 тыс. человек, которые при опросе заявили себя:

- 87,8 тыс. человек – незарегистрированными безработными;

- 136,8 тыс. человек – самозанятыми на индивидуальной основе без регистрации;

- 13,5 тыс. человек - наемными работниками без трудовых договоров;

- 300,2 тыс. человек- занятыми на личном подсобном хозяйстве;

- 383,6 тыс. человек – это выехавшие за рубеж, умершие граждане, женщины, осуществляющий уход за ребенком до 3-х лет, беременные, военнослужащие срочной службы, оралманы, студенты и т.д.

В целях максимального охвата, упрощения и обеспечения удобства для граждан были разработаны и внедрены новые каналы актуализации через портал электронного правительства, Центра обслуживания населения (далее – ЦОН) и АО «Казахтелеком».

В результате данной работы актуализация статусов граждан производится автоматически при их посещении портала электронного правительства, ЦОНов, портала услуг АО «Казахтелеком» или при звонке в Единый контакт-центр «1414».

Также, разработаны дополнительные каналы по актуализации статусов граждан через информационные системы медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений по ИИН будут сообщать об отсутствии статуса и актуализировать его на месте либо направлять на портал электронного правительства.

Кроме того, в каждом регионе созданы горячие линии, куда работающие граждане могут сообщать о фактах принуждения к работе без трудовых договоров и оплате «в конвертах» со стороны работодателей.

26 декабря 2018 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» (далее – Закон).

Основным нововведением Закона является введение с 1 января 2019 года Единого совокупного платежа (далее – ЕСП), предусматривающего упрощенный порядок регистрации в налоговых органах деятельности неформально занятых.

Уплата ЕСП позволит не только зарегистрировать неформальную деятельность, но также участвовать в системе обязательного медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.

Для плательщиков ЕСП установлены минимальные ставки по подоходному налогу и социальным платежам, в размере 1 МРП
(2 525 тенге в 2019 году) для городов республиканского значения, столицы и областного значения и 0,5 МРП (1 263 тенге в 2019 году) для жителей других населенных пунктов
.

При этом, предельный доход за календарный год не должен превышать
1 175 МРП (2 966 тыс. тенге в год, 247 тыс. тенге в месяц в 2019 году)
.

ЕСП будет распространяться на физические лица, осуществляющие деятельность с целью получения дохода, при соблюдении следующих условий:

1) не используют труд наемных работников;

2) выполняют работы, оказывают услуги для физических лиц;

3) реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.

В целом, введение ЕСП для неформально занятых позволит:

- участвовать в системе обязательного социального медицинского страхования и получить доступ к медицинским услугам, неограниченным по сумме и видам, с правом выбора медицинского учреждения;

- участвовать в накопительной пенсионной системе и получение базовой пенсионной выплаты при наступлении пенсионного возраста в зависимости от стажа участия в системе;

- получить социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года.

Изменён 15 февраля, 2019 - 18:41
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий