A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Об утверждении Методических рекомендаций по организации нормирования труда в отраслях экономики

Проект

Об утверждении

Методических рекомендаций

по организации нормирования труда

в отраслях экономики

 

 

В  соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан от 6 апреля   2016 года  «О правовых актах»   и   с  подпунктом  3)  пункта 16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденного  постановлением  Правительства  Республики  Казахстан от 18 февраля 2017 года  № 81,  ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические рекомендаций по организации нормирования труда в отраслях экономики согласно приложению к  настоящему  приказу.

2. Департаменту развития национальной системы квалификации и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:

  1. разместить настоящий приказ на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
  2. направить Методические рекомендаций по организации нормирования труда в отраслях экономики в центральные государственные органы и  Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и рекомендовать их для применения в работе.

3. Отменить приказ Министра труда и  социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2009 года № 402-п «Об утверждении Методических рекомендаций по организации нормирования труда».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Жилкибаеву Е.Ж.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Министр                                                                               Б. Сапарбаев

 

 

Приложение

к приказу Министра труда и социальной защиты населения

Республики Казахстан

от __ _______ 201_ года

№ ___

 

 

                         

Методические рекомендации по организации

нормирования труда в отраслях экономики

 

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан  и определяют основные принципы организации нормирования труда на современном этапе развития экономики.

Методические рекомендации разработаны в целях нормативно-методического и информационного обеспечения развития организации нормирования труда в организациях различных организационно-правовых форм.

Общие положения

Необходимым условием социально – экономического развития общества является повышение эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности, наиболее полном учете интересов и потребностей человека во всех сферах его деятельности, и в первую очередь – в сфере труда.

Всесторонне обоснованные нормы труда являются действенным  средством социальной защиты работников, направленным на предотвращение  чрезмерной  интенсификации  труда  и  на этой основе способствующим   сохранению   их   нормальной  работоспособности  на протяжении всего периода трудовой деятельности.

Улучшение  нормирования  труда способствует сокращению трудовых затрат  и  одновременно  обеспечивает  снижение  затрат  на  единицу продукции  (работ,  услуг) по важнейшим видам ресурсов - на основные фонды,  топливо,  энергоносители,  тем  самым  существенно влияя на конкурентоспособность продукции (работ, услуг) в рыночных условиях.

В   новых   экономических   условиях  возрастают  требования  к нормированию труда, которые выражаются в следующем:

расширение сферы нормирования труда, обеспечивающее измерение и оценку  трудовых затрат при всех видах деятельности и разновидностях выполняемых  работ в пределах оптимальной интенсивности и нормальных условий труда;

повышение  качества устанавливаемых норм труда, их максимальное приближение к необходимым затратам;

научная обоснованность норм труда на основе более полного учета как организационно-технических, так и экономических, психофизиологических и социальных факторов;

обеспечение более тесной связи размеров оплаты труда с его результатами и усиления материальной заинтересованности работников в повышении роста производительности труда.

Реализация указанных требований вызывает необходимость усиления функций   органов  управления  всех  уровней  в  обеспечении  единых методических  принципов  при  нормировании труда, а также в принятии решений, касающихся   разрабатываемых   межотраслевых  и  отраслевых нормативных материалов для нормирования труда социальными партнерами.

 

1. Методические основы организации нормирования труда

1.1. Нормирование труда представляет собой составную часть функции управления производством в части определения необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ и является основой для регламентации, оценки затрат труда и степени квалификации работника, для социальной защищенности работников в целях предотвращения чрезмерных психофизических нагрузок, способствующей сохранению нормальной работоспособности человека на протяжении всего периода его трудовой деятельности.

1.2. Нормирование труда является средством обоснованного определения требуемой численности работников и количества рабочих мест, оценки достигнутого уровня производительности труда работников и имеющихся резервов его роста, обеспечения адекватности уровня оплаты труда количеству и качеству выполняемых работ или функций.

1.3. Нормы труда служат инструментом для определения численности работников и количества производственного оборудования, для выбора рационального технологического и трудового процесса, которые являются одним из важнейших показателей при определении себестоимости  выпускаемой продукции.

1.4. Нормы труда являются мерой затрат труда и устанавливаются работодателем для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства труда, т.е. это установленное задание по выполнению в определенных организационно-технических условиях отдельных работ, операций или функций одним работником или группой работников, имеющих соответствующую профессию, специальность и квалификацию.

Всесторонне обоснованная норма затрат труда как неотъемлемый элемент современного менеджмента позволяет оптимально организовать производство, установить справедливую оценку личного трудового вклада работника и соответствующую его оплату.

1.5. Работа по организации и совершенствованию нормирования труда на предприятиях в рыночных условиях проводится работодателем. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

2) установление одинаковых норм на один и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

Реализация этих принципов в нормировании труда даст возможность работодателю производить объективную оценку совокупных затрат (издержек) при производстве продукции.

1.6. Основные требования к нормированию труда:

максимально возможное расширение сферы нормирования труда, обеспечивающее  измерение и оценку трудовых затрат при всех видах деятельности и разновидностях выполняемых работ;

высокое качество норм труда, их максимальное приближение к необходимым затратам;

всесторонняя (научно) обоснованность норм труда на основе более полного учета как организационно-технических, так и экономических, психологических и социальных факторов;

гуманизация норм труда, способствующая гармоническому развитию работника, максимально удовлетворяющая его творческие, производственные и материальные потребности в условиях нормальной интенсивности труда.

 

2. Система норм и нормативных материалов для нормирования труда

2.1. Нормирование труда включает определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ  (изготовление единицы продукции) отдельными работниками и установление на этой основе норм труда.

         Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха.

         2.2. При нормировании труда работников применяются нормы труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма (норматив) численности, нормированные задания, единые (межотраслевые) и отраслевые типовые нормы труда,  которые являются регламентированными значениями (величинами) режимов работы оборудования, затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения, времени перерывов в работе и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства.

         Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических  условиях.

         Норма выработки – это установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и так далее) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

         Норма численности – это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях.

         Норма обслуживания – это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и так далее), которые работник или группа работников (в частности, например, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости – количество людей, которыми непосредственно управляет руководитель, которые находятся в его непосредственном подчинении.

         В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им могут устанавливаться нормированные задания, рассчитанные  на основе указанных выше видов норм труда.

         Нормированное задание – это установленный объем работ, который работник или группа работников  выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени  на  повременно оплачиваемых работах.

         Единые (межотраслевые) нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства для одного или ряда видов экономической деятельности, и применяются работодателями в качестве эталона при нормировании труда работников на соответствующих видах работ.

          При утверждении единых (межотраслевых) норм устанавливается срок их введения в действие с тем, чтобы работодатель в течение указанного времени мог привести фактические условия производства и труда в соответствие с теми, на которые расчитаны единые нормы.

         Отраслевые типовые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии, с учетом рациональных (для данного производства) организационно-технических условий, уже существующих на большинстве или части организации, где имеются такие виды работ. Типовые нормы рекомендуются в качестве эталона для организаций одной сферы экономической деятельности.

         2.3. Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная комплексаня норма). Степень дифференциации норм определяется типом производства, объемом производства, особенностями выпускаемой продукции, формами организации производства и труда.

         Укрупненные, комплексные нормы устанавливаются на единицу продукции (работ, услуг), как правило, на законченное изделие, узел, бригадокомплект, технически обособленный передел, объем сельскохозяйственных работ, этап или объект строительства.

         2.4. По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на единые (межотраслевые) и отраслевые.

Единые (межотраслевые) типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников.

         Отраслевые типовые нормы и нормативы разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, при отсутствии соответствующих межотраслевых норм и нормативов.

         При разработке единых (межотраслевых) и отраслевых типовых этом возможно привлечение научно-исследовательских и проектных институтов, а также других организаций, занимающимися разработкой нормативов по труду на работы межотраслевого характера.

Нормы труда на отдельные виды работ разрабатываются работодателем в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда.

         2.5. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.

         Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда,  но не более чем на 3 месяца.

         Разовые нормы устанавливаются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

         2.6. Труд работников должен нормироваться, в основном, по технически (научно) обоснованным нормам.

Под технически (научно) обоснованными понимаются нормы,  устанавленные аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к той технике и технологии, с использованием которой должна быть выполнена  данная работа. Технически (научно) обоснованные нормы должны предусматривать прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников и обеспечивать максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции, сохранение здоровья и работоспособности работников, их гармоничное развитие в процессе труда.

3. Организация  работы  по  нормированию  труда

3.1. Организация нормирования труда регламентируется законодательством Республики Казахстан, решениями уполномоченных органов отраслей экономики, а также  соглашениями, заключенными в рамках социального партнерства, и коллективными договорами.

3.2. Уполномоченный государственный орган по труду:

реализует государственную политику в области нормирования труда;

разрабатывает нормативные правовые акты по нормированию труда с участием Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и уполномоченных  государственных  органов  соответствующих сфер экономической деятельности;

координирует международное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) по разработке нормативных материалов по труду;

содействует уполномоченным  государственным  органам  соответствующих  сфер экономической деятельности  в координации их работы по организации нормирования труда в части согласования отраслевых программ по разработке и совершенствованию нормативных материалов для нормирования труда;

согласовывает межотраслевые нормативные материалы для нормирования  труда  и  программы  по  их  разработке;

формирует республиканский банк норм и нормативов по труду;

проводит анализ состояния нормативной базы по труду по данным мониторингового обследования уполномоченными  государственными  органами  соответствующих  сфер экономической деятельности;

оказывает методическую и практическую помощь организациям по нормированию труда.

3.3. Уполномоченные  государственные органы соответствующих  сфер деятельности:

совместно с отраслевыми ассоциациями работодателей участвуют в разработке, обсуждении и экспертизе проектов нормативных  правовых  актов  в  области  нормирования труда;

проводят анализ состояния базы по труду в отрасли, подготавливают предложения по вопросам установления новых и замены действующих норм труда  для организаций.

3.4. Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан:

совместно с уполномоченным государственным органом по труду разрабатывает общереспубликанские программы по развитию нормирования труда в Республике Казахстан;

разрабатывает и утверждает единые (межотраслевые) нормы и нормативы по труду для всех сфер экономической деятельности в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

3.5. Отраслевые ассоциации работодателей:

совместно с государственными органами соответствующих сфер деятельности разрабатывает общереспубликанские программы по развитию нормирования труда в Республике Казахстан;

разрабатывает и утверждает отраслевые типовые нормы и нормативы по труду в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

Доводят нормативные правовые акты по нормированию труда до организаций отрасли.

3.6. Организации  отраслей экономики:

Проводят работу по нормированию труда по следующим направлениям:

анализируют сложившуюся организацию труда и действующие нормы в целях  выявления имеющихся недостатков и осуществляют выбор объектов для  проведения  работ  по  сокращению  трудовых  затрат,  повышению эффективности  производства,  обеспечению нормальной интенсивности и условий труда;

проектируют новые организационно-технические условия выполнения работ и устанавливают соответствующие им нормы;

осуществляют    организационно-технические    мероприятия    по повышению  производительности  труда,  освоению производства и новых норм;

оценивают эффективность труда в части величины трудовых затрат, сложившейся  в  организации  по  сравнению с отраслевыми затратами и уровнем  передовых  организаций  и  разрабатывают  меры  по  сокращению трудозатрат  на  перспективу;

развивают и обновляют нормативную базу для нормирования труда.

         3.7. Организационная работа по пересмотру норм состоит из проверки качества действующих норм, разработки календарных графиков замены и пересмотра норм, принятия работодателем и работниками взаимных обязательств об улучшении нормирования труда: 

         3.7.1. К организационно-техническим мероприятиям относятся: ввод нового и модернизация действующего оборудования; внедрение более прогрессивной технологии, усовершенствование технической и организационной оснастки, инструментов; улучшение конструкций изделий; механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации рабочих мест, их рационализация; использование новых видов материалов, сырья, топлива; внедрение рационализаторских предложений, межотраслевых, отраслевых норм и нормативов по труду;

         3.7.2. Осуществление анализа фактических затрат труда обеспечивается проведением хронометражных наблюдений, фотографий рабочего времени, самофотографий рабочего времени, компьюерного учета затрат рабочего времени, экспертными оценками. При проведении хронометража должен оцениваться темп работы исполнителя. При проведении фотографии особое внимание уделяется выявлению простоев и нерациональных затрат рабочего времени при выполнении им работы. На основе этих данных устанавливаются причины их возникновения и определяются возможные меры, обеспечивающие  сокращение  фактических  затрат  рабочего  времени. Использование комбинирования вышеназванных видов наблюдений позволяет обеспечить более точную оценку затрат рабочего времени.

         3.7.3. На основе данных анализа осуществляется проектирование новых организационно-технических условий выполнения работ – применение более производительного оборудования, прогрессивной технологии, внедрение новой рациональной организации производства и труда путем изменения труда, использования эффективных методов и приемов труда, повышения квалификцаии работников, улучшения условий труда;

         3.7.4. После разработки и утверждения норм, соответствующих новым организационно-техническим условиям, на рабочих местах должны быть осуществлены мероприятия, обеспечивающие их соблюдение, а также проведена работа по освоению вводимых норм всеми работниками.

         3.7.5. Нормы труда на производство новой продукции разрабатываются одновременно с технологическими процессами в соответствии с проектируемыми организационно-техническими условиями производства данной продукции и установленной проектной трудоемкостью.

4. Порядок введения, замены, пересмотра и проверки норм труда

4.1. Основанием для пересмотра и замены норм труда в организациях является истечение их срока действия, выявление ошибочно установленных норм, в процессе разработки которых неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности, ошибки в применении нормативных материалов либо при выполнении расчетов, а также при изменении организационно-технических условий производства.

4.2. Пересмотр и замена норм труда обеспечиваются работодателем, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, отраслевой ассоциацией предпринимателей не реже одного раза в три года.

4.3. Нормы труда в организациях подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда независимо от срока, на который они были утверждены. Пересмотр ошибочно установленных норм в организациях проводится по мере их выявления.

4.4. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда в организациях.

4.5. Введению норм должен предшествоватть инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам  и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

         4.6. При проведении работ по освоению норм анализаруется степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм, а также по результатам специально проводимых фотохронометражных наблюдений.

         4.7. При освоении норм в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, проводится обучение работников.

         4.8. О введении новых норм труда и нормированных заданий рабочие и служащие  должны быть извещены не позднее чем за один месяц.

         О введении временных и разовых норм труда и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

         4.9. Организационно-технические условия производства (организация труда, технология, оборудование, оснастка и т.д.) на рабочих местах, где будут применяться новые нормы труда, приводятся работодателем в соответствие с требованиями, предусмотренными в нормах при их разработке.

         4.10. При запуске в производство новой продукции разрабатываются технически обоснованные нормы, рассчитанные на проектную технологию, рациональную организацию производства и труда, а также графики достижения ее проектной трудоемкости с учетом освоения проектных мощностей и других технико-экономических показателей.

         4.11. На период освоения новой техники и технологии, изготовления новых видов продукции, когда не обеспечивается устойчивая и качественная работа оборудования и работниками еще полностью не освоен трудовой процесс выполнения работ, могут вводиться временные нормы. При этом временные нормы могут быть заменены непосредственно нормами для освоения производства (при полном его освоении) или по мере совершенствования  условий производства изменяться ступенчато до полного его освоения.

         4.12. При временном отклонении фактических условий работы от проектируемых (несоответствие материала, инструмента, временное отклонение от технологии и т.п.) нормы труда не изменяются.

4.13. В случае отсутствия оснований для пересмотра норм труда, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, отраслевая ассоциация предпринимателей продлевает срок действия норм труда при обязательном предоставлении подлинника нормативов по труду, обосновывающих материалов и пояснительной записки.

4.14. Между работодателем и представителем работников могут применяться взаимные обязательства по снижению трудоемкости продукции, увеличению удельного веса технически обоснованных норм выработки и обслуживания, нормированных заданий, своевременному пересмотру устаревших и ошибочно установленных норм труда. Указанные обязательства могут быть тесно увязаны с соответствующими показателями бизнес-плана работодателя (заданиями по росту производительности труда, снижению трудоемкости продукции, внедрению новой техники и технологии и т.д.) и отражены в трудовом и (или) коллективном договорах.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда. 

4.15. Контроль за состоянием нормирования труда, правильностью применения норм труда в целом осуществляется службой (специалистами), занимающейся вопросами нормирования и оплаты труда у работодателя (или уполномоченным органом).

На основе оценки качества норм делаются выводы о прогрессивности сложившихся в организации организационно-технических условий работы, отражении в нормах необходимых затрат труда применительно к этим условиям.

Эти сведения используются как исходный материал при выборе объектов, для которых должны разрабатываться мероприятия, обеспечивающие повышение производительности труда и установлении новых норм, соответствующих прогрессивным условиям производства и труда.

5. Регламентация вопросов нормирования

5.1. По мере развития рыночных отношений, в условиях существования различных форм собственности, вопросы нормирования труда должны находить широкое отражение в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

5.2. В отраслевых соглашениях рекомендуется отражать согласованные сторонами социального партнерства мероприятия в области нормирования труда;

отраслевые программы по развитию нормирования труда в отрасли;

количественные критерии, характеризующие уровень охвата работников нормированием труда с соответствующей отрасли и другие показатели.

 5.3. В трудовых коллективных договорах и (или) актах работодателя регламентируются вопросы нормирования труда. При этом включенные положения по нормированию труда не могут ограничивать права работников, ухудшать условия труда и нарушать гарантии, установленные законодательством.

         5.4. Для выполнения работниками норм выработки работодателю следует обеспечить нормальные условия труда.

         Нормы выработки для работников моложе восемнадцати лет устанавливаются исходя из общих норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет, в соответствии с трудовым договором.

Применительно к вопросам нормирования труда конкретизируются обязательства сторон по  повышению эффективности производства и труда в части снижения трудоемкости и увеличения объема выпуска продукции, определяются виды работ, на которые предусматривается совершенствование условий производства, введение новых и замена действующих норм, категории персонала, для которых вводятся  пониженные нормы и размеры их снижения.  При этом,  обеспечивается с учетом сложности выполняемых работ  и квалификцаии работников правильное присвоение наименований профессий рабочих и должностей служащих и отнесение по категориям и квалификцаионным разрядам профессий рабочих и должностей служащих на основе единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационного справочника должностей служащих.

Кроме того, в трудовом  договоре может устанавливаться порядок нормирования  труда в  период  освоения  производства.

 

ВложениеРазмер
Иконка пакета 1_proekt_mr_po_normir._rus.docx_.zip41.97 КБ
Разделы:
Изменён 22 апреля, 2019 - 09:34
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий