A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Вопросы-ответы "Пенсионное и социальное обеспечение"

Добрый день . Я вляюсь Индивидуальным Предпринимателем , сдала документы на назвначение пособия в связи с беременностью и родами. Возник вопрос по начислению мною социальных отчислений за себя , как за индивидуального предпринимателя. Прошу вас дать объяснение по правильному алгоритму вычислений.   Я вычисляю следующим образом: 7* МЗП*3,5% . Т.е. 7 * 297 500 * 3,5%= 10412,5 (округляю до 10413),получается, выплачивала 10 413 ежемесячно с января 2019 года.

Ответ: 

Здравствуйте Ольга Леонтьевна!

Согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании»  для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством РК, размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 3,5 % от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 3,5 % от минимального размера заработной платы, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год

Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать семикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

    К примеру, получаемый доход работника составляет 63 125 тенге:

   - размер 10% обязательных пенсионных взносов (с которых не уплачиваются социальные отчисления) составляют - 6 312,5 тенге (63 125 тенге × 10%);

   - сумма социальных отчислений - 1 989 тенге (56 812,5 тенге × 3,5%).

   Таким образом, при полученном доходе 63 125 тенге в месяц, обязательные пенсионные взносы составляют 6 312,5 тенге, а социальные отчисления - 1 989 тенге.

Номер вопроса: 362584
Изменён 19 августа, 2019 - 12:39

Добрый день!

Были ошибочно уплачены социальные отчисления в Орган государственных доходов Государственное учреждение "Аппарат акима Каратурыкского сельского округа" Код ОГД 091218.

Ответ: 

Уважаемая Зарина Сабиржановна!

Порядок возврата социальных отчислений регламентирован постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил исчисления и перечисления социальных отчислений» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 24 Правил, возврат излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, переведенных в Фонд, осуществляется на основании поданного плательщиком (банком плательщика) заявления в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» на возврат излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени по форме, согласно приложению 1 Правил с приложением справки-подтверждения по утвержденной форме (приложение 2) и копии платежного документа об уплате социальных отчислений (в случае допущения ошибок в списках участников системы обязательного социального страхования).
Таким образом, для осуществления возврата излишне уплаченных сумм социальных отчислений Вам необходимо обратиться в Государственную корпорацию «Правительство для граждан по месту жительства.

Номер вопроса: 362556
Изменён 12 августа, 2019 - 11:47

Вопрос о подготовке документов к выходу на пенсию

Моя жена должна выйти на пенсию по возрасту в начале ноября следующего 2020 года в 59,5 лет. Она родилась 1 мая 1961 года. И по этому поводу мы уже начали беспокоится, потому что много непонятного нам по трудовой книжке, по трудовому стажу.

Ответ: 

Уважаемые Ботагоз и Бахыт! В мировой практике порядок пенсионного обеспечения граждан при переселении из одного государства в другое регулируется международными соглашениями. В настоящее время Российская Федерация входит в число государств, заключивших 13 марта 1992 года Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Для установления права на пенсию, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (в том числе Республика Узбекистан), а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. В соответствии с ним пенсионное обеспечение государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, т.е. по территориальному принципу (ст. 1 Соглашение). В соответствии Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», граждане Республики Казахстан имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Согласно нормам пенсионного законодательства, при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту трудовой стаж учитывается женщинам, при наличии не менее двадцати лет, мужчинам не менее двадцатипяти лет на 1 января 1998 года. Исчисление размеров пенсионных выплат осуществляется из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года (до достижения пенсионного возраста). При этом с 1 января 1998 года принимается тот доход, с которого производились обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд. Кроме того, учитывая, что с 1 января 1998 года в Республике Казахстан осуществляется переход от солидарной системы пенсионного обеспечения к накопительной пенсионной системе, в целях стимулирования граждан в формировании своих пенсионных сбережений, стаж участия в пенсионной системе после 1 января 1998 года учитывается на основании периодов перечисления обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ), которые подтверждаются сведениями из централизованной базы данных о перечислении ОПВ. В этой связи, для получения более подробной информации по вопросу назначения пенсионных выплат, Вы можете обратиться в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по г. Алматы (по адресу: г. Алматы, пр. Достық, 134) по месту жительства.

Уважаемый Бердибек Машбекович!

Ответ: 

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, рассмотрев Ваш вопрос касательно закупа медицинских препаратов, сообщает следующее.
Правила формирования Казахстанского национального лекарственного формуляра, перечня лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями), а также разработки лекарственных формуляров организаций здравоохранения (приказ МЗСР РК от 22.05.2015 г. № 369) разработаны в целях определения порядка формирования Казахстанского национального лекарственного формуляра, перечня лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями), а также разработки лекарственных формуляров организаций здравоохранения.
В свою очередь, перечень лекарственных средств, в организациях социальной защиты населения формируется согласно Казахстанского национального лекарственного формуляра (приказ МЗ РК от 8.12.2017 г. № 931) и закуп данных средств согласовывается с уполномоченными органами в области социальной защиты населения.

Номер вопроса: 362472
Изменён 12 августа, 2019 - 11:45

Добрый день ! 

Я хотела узнать у меня муж приравненный к ветеранам ВОВ , ликвидатор ЧАЭС 1986 года Мажитов Серик Ашкенович, 1959 г.р., получает пособие в размере около 16 000 тг, ниже прожиточного минимума. 

Когда их забирали в Чернобыль обещали , что уйдут на пенсию , как военные...но страна рухнула и обещание , остались обещанием...

На просторах СНГ , только у нас самая мизерное пособие для ликвидаторов.

Ответ: 

Здравствуйте Гаухар Запеновна!

Рассмотрев Ваше обращение сообщаем, что лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях приравнены по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны и в соответствии с Законом РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», вышеуказанным лицам назначается специальное государственное пособие в размере 6,19 месячного расчетного показателя (с января 2019 года – 15 630 тенге).

Согласно нормам действующего пенсионного законодательства назначение пенсионных выплат по возрасту производится мужчинам при достижении возраста 63 лет.

Ранее общеустановленного возраста, на досрочное назначение пенсионных выплат, имеют право мужчины по достижении 50 лет, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет.

На сегодняшний день других правовых оснований для выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста пенсионным законодательством не предусмотрено

Номер вопроса: 362349
Изменён 19 августа, 2019 - 12:32

    Уважаемый Бердыбек Машбекович, к Вам обращается Кудабаев Салимжан Касымжанович из г. Костанай. Прошу Вас разобраться в следующей ситуации и защитить мои права.

Ответ: 

Здравствуйте, Уважаемый Салимжан Касымжанович!

Рассмотрев внимательно Ваше обращение, сообщаем следующее.
Установление инвалидности проводится путем проведения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по направлению врачебно-консультативной комиссией (далее - ВКК) медицинской организации.
При этом, экспертное заключение отдела МСЭ выносится исходя из комплексной оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности, на основании классификаций нарушений основных функций организма и ограничения жизнедеятельности путем рассмотрения представленных документов (клинико-функциональных, социальных, профессиональных и других данных), осмотра освидетельствуемого лица.
Основанием для признания лица инвалидом является одновременное наличие следующих обязательных условий:
1) нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма;
2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3) необходимость осуществления мер социальной защиты.
Возрастные изменения организма не являются основанием для установления группы инвалидности.
Оперативное лечение является одним из реабилитационных мероприятий, способствующих профилактике инвалидности, факт операции не является основанием для установления инвалидности.
Вместе с тем, своевременное и обоснованное направление, а также контроль за сроками и качеством оформления медицинской документации при направлении пациентов на МСЭ, является основными функциями ВКК медицинской организации.
Как следует из информации Департамента Комитета Костанайской области, медицинскими организациями с направлением на МСЭ (формой 088/у), на освидетельствование Вы не направлялись, за последний год были неоднократно осмотрены в порядке консультации, показаний для установления инвалидности не выявлено
По поручению Комитета, в связи с Вашим обращением 02.07.2019 года Вы были проконсультированы на заседании отдела методологии и контроля МСЭ Департамента. На основании данных объективного осмотра и анализа представленных медицинских документов, учитывая отсутствие нарушений функции организма, приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности, оснований для установления группы инвалидности не выявлено.
Одновременно сообщаем, что в случае ухудшения состояния Вашего здоровья и при наличии показаний, медицинская организация вправе направить Вас на МСЭ.

Номер вопроса: 362267
Изменён 1 августа, 2019 - 12:19

Здравствуйте, как можно разобраться с трудовым стажем для учета пенсии. У меня трудовой стаж 23 года 6 месяцев. Но почему при учете пенсионного стажа не учли декретный период и на данный момент посчитали стаж 17 лет 4 месяца.Проживаю в городе Петропавловск, двое взрослых детей, которые проживают отдельно. Пенсия минимальная, которая ни на что не хватает. Помогите разобраться. Имеються фотографии исчисления стажа. Стаж работы 

01.09.1974-25.07.1975

28.08.1978-24.10.1983

12.12.1983-24.06.1985

27.01.1986-19.12.1987-декрет

20.12.1987-20.12.1990-декрет

Ответ: 

Уважаемая Орынбасар Мухтаровна, здравствуйте!

В соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства пенсионная выплата в полном объеме назначается женщинам по достижении пенсионного возраста и при наличии общего трудового стажа на 1 января 1998 года 20 лет.
В случае отсутствия трудовой книжки, или соответствующих записей в ней, трудовой стаж учитывается на основании документов подтверждающих сведения о работе (архивные справки), либо решения суда.
Таким образом, для исчисления пенсионных выплат учитывается лишь фактически отработанный стаж работы (также учеба в средних и высших учебных заведениях и уход за детьми до 3-х летнего возраста).
При этом двойное исчисление трудового стажа за один и тот же период трудовой деятельности и времени ухода за ребенком до трех лет действующим законодательством не предусмотрено.
Исходя из Вашего обращения следует, что Вы находились в декретном отпуске в период с 27 января 1986 по 19 декабря 1987 года и с 20 декабря 1987 по 20 декабря 1990 года.
Вышеуказанный период при исчислении пенсионных выплат по возрасту учтен по сведениям из трудовой книжки в периоде с 1 июля 1985 года по 21 февраля 1994 года.

Номер вопроса: 362265
Изменён 7 августа, 2019 - 19:45

Добрый день. Меня зовут Диас Осман. По причине злокачественного опухолевого заболевания бедренной кости левой ноги и дальнейшего неоднократного неблагоприятного лечения с несколькими безуспешными операциями я являюсь инвалидом 2 группы. Инвалидность мне присвоена 29 июня 2016 года, установлена в процентах степень утраты общей трудоспособности 70% (семьдесят). Ежегодно я проходил переосвидетельствование медико-социальной экспертизы и мне устанавливалась 2 группа.

Ответ: 

Здравствуйте Диас!

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. «Правилами проведения медико-социальной экспертизы» от 30 января 2015 года № 44, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, определяется порядок потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
При этом, экспертное заключение отдела медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) выносится путем рассмотрения представленных документов, осмотра освидетельствуемого лица, а также исходя из комплексной оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности.
Полнота, объем медицинского обследования и обоснованность направления лиц на МСЭ обеспечивается председателем врачебно-консультативной комиссии (далее ВКК), направившей медицинской организации.
Согласно п.23 Правил инвалидность без срока переосвидетельствования устанавливается лицам старше восемнадцати лет:1) при анатомических дефектах согласно Приложению 7; 2) при стойких, необратимых изменениях и нарушениях функций организма, неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий, стабильности группы инвалидности и динамическом наблюдении за инвалидом первой группы не менее четырех лет, второй - не менее пяти лет, третьей- не менее шести лет.
Как следует из информации Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по г.Нур-Султан, 29 июня 2016 года Вы были первично освидетельствованы в отделе МСЭ №3. По результатам освидетельствования Вам установлена вторая группа инвалидности сроком на 1 год. В последующем в периоды с 2017 по 2019 годы, Вам также устанавливалась вторая группа инвалидности. При очередном переосвидетельствовании 17 июля 2019 года, учитывая стабилизацию процесса, Вам установлена вторая группа инвалидности сроком на шесть месяцев.
В связи с Вашим обращением и по поручению Комитета, 2 августа 2019 года Вы проконсультированы в отделе методологии и контроля Департамента. На основании данных объективного осмотра и анализа представленных медицинских заключений, по имеющимся функциональным нарушениям экспертное заключение отдела МСЭ соответствует нормам действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, срок инвалидности будет рассматриваться при очередном переосвидетельствовании согласно нормам действующего законодательства.

Номер вопроса: 362212
Изменён 8 августа, 2019 - 10:03

Здравствуйте! Мой отец Ильтанов Серикказы Ильтановия ИИН: 560507300285  по выходу на пенсию, с пенсионным накоплением более 3 млн тенге получил единовременную госдарственную гарантию в размере 27 000 тенге. Прошу разъяснить в связи с чем такая маленькая сумма? При этом у матери было меньше накоплении она получила гос. компенсацию намного больше указанной суммы. Прошу разъяснить простым языком. Так как в правилах непонятно написано. 

Ответ: 

Здравствуйте, Лаура!

Порядок назначения суммы выплаты разницы между суммой обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ) с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений на момент приобретения права на пенсионные выплаты регулируется «Правилами выполнения гарантий государства получателям пенсионных выплат по сохранности обязательных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты», утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2014 года № 341 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, если на момент приобретения лицом права на пенсионные выплаты за счет ОПВ сумма пенсионных накоплений в Фонде меньше суммы фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом уровня инфляции, производит расчет суммы выплаты разницы.
Согласно материалам пенсионного дела, сумма пенсионных накоплений в фонде на момент приобретения Вашего отца права на пенсионные выплаты с учетом уровня инфляции составила – 3 884 089,64 тенге.
Сумма обязательных пенсионных взносов в накопительном пенсионном фонде составила – 3 856 497,50 тенге.
С учетом изложенного сообщаем, что ему было вынесено решение уполномоченным органом (Департамент Комитета по Восточно-Казахстанской области) о назначении выплаты разницы в размере 27 593 тенге. Действия уполномоченного органа в части вынесения о назначении решения правомерны.

Добрый день

Моей дочери Сакен Айжан 1994 года рождения прекратили выплачивать пособие по утере кормильца после исполнения ей 23 лет. Но подрабатывать у них не получается по причине загруженности. А учатся они 7 лет. После обращения в сентябре месяце в местное ГЦВП со справкой что она является студенткой 6 курса  МУА факультета "Общая медицина" нам отказали, ссылаясь на возраст. Разве это справедливо?

Ответ: 

Здравствуйте, Шолпан Турикбаевна!

Касательно назначения пособия по случаю потери кормильца
Вопросы назначения государственных социальных пособий по случаю потери кормильца (далее – пособие по СПК) регулируются Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан».
В соответствии c нормами действующего законодательства пособие по случаю потери кормильца назначается всем нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении и в том числе, детям не достигшим восемнадцати лет и старше восемнадцати лет обучающиеся в учебных заведений очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего и (или) послевузовского образования до окончания учебного заведения или в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста.
К сожалению на сегодняшний день нормами действующим законодательством назначение пособия по случаю потери кормильца после двадцатитрехлетнего возраста не предусмотрено.

Страницы

Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий