check
A A A
Мазмұнына өту

You are here

«РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

Аңдатпа: 

 Дуйсенова Т.К.  «Разработка профессиональных стандартов - веление времени», «Казахстанская правда

», 17.10.2013г.

Среди поручений Главы государства по созданию Общества всеобщего труда особое внимание уделяется расширению доступности достойной занятости и удовлетворению потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах. Для того, чтобы решить эту задачу и обеспечить подготовку специалистов  в соответствии с требованиями современного рынка труда, значительные изменения предстоит внести в национальную систему квалификаций.О том, что такое национальная система квалификаций, профессиональные стандарты и что предстоит сделать для их внедрения, мы попросили рассказать Министра труда и социальной защиты населения Т.К. Дуйсенову.            

    1.           Тамара Касымовна, расскажите что есть такое национальная система квалификаций?

Определенная нами тема разговора, бесспорно, актуальна. В последние годы в стране произошли кардинальные перемены. Экономический прогресс и переход к   индустриально-инновационной стадии сопровождается изменением структуры экономики, появлением новых видов производства и значительным увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу.

Однако, далеко не всегда он может быть удовлетворен.  Растущие требования к уровню подготовки и практическим навыкам со стороны работодателей зачастую не совпадают с профессиональными компетенциями специалистов, нуждающихся в трудоустройстве. В этой связи незаполненные вакансии сохраняются, несмотря на наличие в стране безработицы.

Для того, чтобы преодолеть этот разрыв,  надо с непосредственным участием работодателей внести существенные изменения, а точнее сказать, создать новую систему квалификаций и разработать профессиональные стандарты, соответствующие современным требованиям производства и направленные  на повышение качества подготовки специалистов.  

  С учетом данной потребности и накопленного в этом отношении международного опыта, в 2012 году в Трудовой Кодекс РК ведена новая глава (10-1) «Национальная система квалификаций». В соответствии с ней «национальная система квалификаций (НСК) – это  механизм регулирования сбалансированности рынка труда и  соответствия  квалификации специалистов  спросу работодателей.

По структуре  она включает в себя:

      - национальную рамку квалификаций;

      -  отраслевые рамки квалификаций;

      - профессиональные стандарты;

      - оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста.

В  создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов.

 

2.  В таком случае, не могли бы Вы подробнее охарактеризовать сущность профессиональных стандартов и необходимость их разработки?

Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда»  отмечал, что  они должны стать «дорожной картой» для каждой профессии.

Основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям; сближение сферы труда и сферы подготовки кадров.

Такой подход закреплен и в Трудовом Кодексе РК (ст. 138-1).

Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта  информация позволяет определить  основное содержание профессионального стандарта.

По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли.  Предприятия и организации могут использовать его для создания своих внутренних (корпоративных) стандартов, найма или аттестации работников.

Объективная необходимость разработки и внедрения профессиональных стандартов в Казахстане так же, как и в других странах, вызвана постоянными технологическими изменениями, растущим значением человеческого фактора в повышении производительности труда и конкурентоспособности производства. Профессиональные стандарты необходимы для повышения качества подготовки специалистов  и удовлетворения потребностей современного производства в специалистах нужного профиля и нужного уровня подготовки.

 

3.       Если я правильно пониманию, профессиональные стандарты должны быть связаны с образованием, учебными программами и планами?

Безусловно, между профессиональными и образовательными стандартами не может быть разрыва. Система образования должна перестраиваться  с учетом новых требований к работнику. В профессиональных стандартах отражены те умения и знания, которыми должны владеть специалисты той или иной профессии. Поэтому они должны стать основой для разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня  требуется  формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда.

Более того, и на это я хочу обратить особое внимание, одной из обязательных составляющих национальной квалификационной системы становится  система сертификации – т.е. оценки и признания квалификации и профессиональной подготовленности  после получения диплома об образовании специальными аккредитованными организациями (ст. 138-6 Трудового Кодекса РК).

     Система оценки и признания квалификации должна выявить, насколько выпускник образовательного учреждения, его знания и умения соответствуют  практическим потребностям работодателя.  Это увеличит шансы  трудоустройства, ускорит адаптацию специалистов на рабочем месте и сократит  затраты на их «доводку».

          В таком случае выстраивается следующая логическая цепочка:

- мониторинг и анализ ситуации на рынке труда;

  - разработка на основе спроса работодателей и с их непосредственным участием профессиональных стандартов;

           - разработка системы оценки профессиональных компетенций (уровня профессиональной подготовленности);

          - обновление стандартов профессионального обучения;

         - профессиональная подготовка на основе новых образовательных стандартов;

         - независимая сертификация и  трудоустройство.

4.  Заинтересованность государства и связанные с этим ожидания позитивных общественных изменений очевидны.  Другой вопрос: нужны  ли профессиональные стандарты работодателям? Какую пользу они могут принести работникам и гражданам непосредственно?

           Интересный и правильный вопрос. Успех любого начинания в социальной модернизации должен опираться на «…механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений»,  сочетание защищенности  работников с заинтересованностью работодателей в эффективном производстве.

         В этом отношении разработка и внедрение профессиональных стандартов – идеальная площадка для социального диалога и формирования  общей заинтересованности.

         Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов может быть использовано работодателями для:

      -  конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций и отрасли;

     - развития управления персоналом (отбор и подбор  персонала, разработка должностных инструкций, тарификация  должностей, установление систем оплаты труда, проведение оценки и аттестации персонала, разработки  систем  мотивации  и  стимулирования персонала и др ); 

        В конечном итоге это позволит повысить эффективность производства и, соответственно, увеличить прибыль за счет  вовлечения и использовании в производстве хорошо подготовленных специалистов.

Для гражданина профессиональные стандарты  послужат ориентиром в  выборе профессии, сферы деятельности и  планировании карьеры. Будет понятно, какие функции, какой сложности соответствуют определенной профессии, как работнику двигаться, чтобы обеспечить свой профессиональный рост, каких знаний и навыков ему для этого не достает.

Стандарты профессиональной деятельности позволяют установить объективные критерии оценки результатов  труда работников, в зависимости от которых будет устанавливаться заработная плата.

5.  Тамара Касымовна, скажите, применяется ли стандартизация профессиональной деятельности в других странах?

           За последние двадцать лет в связи со значительными технологическими сдвигами, и ростом  спроса на квалифицированную рабочую силу профессиональной подготовке за рубежом  стало уделяться особое внимание.

           Более чем в 100 странах мира  (Великобритании, Германии, США, Канаде, Японии, Австралии, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках и др. странах) идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов. Анализ опыта экономически развитых стран свидетельствует о все более тщательной систематизации многообразных профессиональных характеристик и требований, их постоянном  обновление в соответствии с потребностями рынка труда.

Большое внимание уделяется этому в Российской Федерации. В период с 2010 года создано необходимое правовое поле, подготовлено методическое обеспечение и начата непосредственная разработка профессиональных стандартов. В одном из интервью наших коллег  отмечалось, что уже разработано  69 стандартов. Всего планируется разработать 800 стандартов и  проделать эту работу  в течение двух лет.

           Международный опыт, безусловно, принимается во внимание и, по возможности, адаптируется в наших условиях. Не вдаваясь в подробности, хочу отметить целесообразность использования

           - нового понимания  «квалификации»  в западной модели.  Прежде она сводилась к степени и  виду профессиональной обученности работника, наличию у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.  Сегодня квалификация все чаще ассоциируется с компетенциями, которые имеются у человека и которые он может эффективно использовать в трудовой деятельности;

- установления прочной связи производства с  профессиональным обучением;

- вовлечения всех заинтересованных сторон к работе по формированию и использованию профессиональных стандартов, с  рациональным распределением полномочий между ними; повышения роли работодателей в данном процессе.

- алгоритма разработки, формата и использования профессиональных стандартов;

- институциональных преобразований.

6.    Как Вы отметили,  одной из новаций в зарубежном опыте является переход к моделированию профессиональных стандартов  на основе компетенций. Не могли бы Вы подробнее охарактеризовать этот подход.

   Профессиональная компетенция - довольно емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.

   Модель квалификаций на основе компетентности ранее других была разработана в 80-ых годах в Великобритании. В соответствии с ней  в единой системе производственных квалификаций основной акцент делается на способности применять знания, понимание и навыки в соответствии с требуемыми стандартами. Это включает: решение проблем и соответствие изменяющимся требованиям рынка труда.

   В настоящее время обучение, основанное на компетенциях, получило широкое распространение в странах Евросоюза.

7.  Вернемся к нашей действительности. Какой порядок разработки профессиональных стандартов определен законодательством РК? Как практически идет эта работа?

         В соответствии с Трудовым Кодексом РК (Ст. 138-5) профессиональные стандарты  разрабатываются «уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников» на основании методических рекомендации и Правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты РК и согласованных «с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников».

         Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с МТСЗН РК.

           Для практической стандартизации профессиональной деятельности

         -   Правительством   Республики  Казахстан утвержден  План поэтапной разработки  национальной  системы  квалификаций» (ППРК от 18.06.2013г № 616), на разработку профессиональных стандартов в 2013 году выделены соответствующие средства. 

         -  уполномоченными государственными органами из числа предварительно подготовленных специалистов - работников профильных предприятий создаются Отраслевые советы и работают экспертные рабочие группы; 

         - Министерством труда и социальной защиты населения РК подготовлена и утверждена  методика разработки и оформления профессиональных стандартов  и его макет; правила   разработки, пересмотра, апробации и  применения профессиональных стандартов; специальная инструкция «Пять шагов по разработке профессиональных стандартов». Для оказания методической и консультативной  помощи государственным органам в Министерстве создана   рабочая группа по формированию перечня востребованных специальностей и разработке профессиональных стандартов, в состав которой входят эксперты, рекомендованные АО «Самрук-Казына» и МОН РК.

 В    рамках Соглашения  о займе  между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития от 2 июля 2011 года Группа управления проектом Министерства образования разрабатывает методологию разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов и непосредственно 147 профессиональных стандартов (уже  разработаны проекты более  восьмидесяти профессиональных стандартов).

    На сегодня  МТСЗН согласованы и утверждены отраслевыми государственными органами  52 профессиональных стандартов (2 - для сферы туризма и гостеприимства, 5-для сферы образования, 7 сферы сельского хозяйства, 4 по транспорту (3 направления: ж/д, водный и автомобильный), 25 в сфере индустрии и торговли (энергетика, геология, металлургия и машиностроение), 15 в нефтегазовой отрасли, 1 МЧС по лифтовому хозяйству и эскалаторам).

          До конца года, с учетом поданных уполномоченными органами заявок предполагается разработать 176 профессиональных стандартов  на общую сумму
188 млн. тенге.

          Начата работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации.
Методическую помощь отраслевым ассоциациям в этом деле оказывает холдинг «Кәсіпқор». Разработаны институциональная модель независимого подтверждения квалификации и квалификационные требования по ряду специальностей.
 

          8. Будут ли вноситься изменения в профессиональные стандарты или они должны оставаться  стабильными?

            Для выполнения своих функций национальные профессиональные стандарты должны быть гибкими и открытыми для изменений вместе с  изменениями в содержании современных профессий и специальностей  и расширением перечня требований, касающихся личных умений по той или иной должности.

          Определенные изменения будут вноситься в профессиональные стандарты и в связи с созданием общего рынка труда и  единого образовательного пространства в рамках Единого экономического пространства. В ходе рабочих встреч с руководством Министерства труда Российской Федерации (2013 г.) достигнуто понимание и согласованы намерения  о координации работы по стандартизации профессиональной деятельности.          

        9.  Представленная Вами новая квалификационная система создается не в «чистом поле». До сих пор  многие пользуются едиными тарифно-квалификационными справочниками советского образца, внося в них некоторые коррективы. В чем, на Ваш взгляд различие между ними?

           Профессиональные стандарты сегодня продиктованы современным новым рынком труда и выступают «заказом» работодателей, и тогда как прежде они формировались централизованно.

         Далее, новые стандарты профессиональной деятельности разрабатываются по укрупненным группам профессий. Если действовавшие справочники содержали более пяти тысяч  профессий и должностей, то стандартов планируется разработать порядка 800-900.

         Еще одно различие заключается в отсутствии в прежних справочниках  выхода на образовательные стандарты. К тому же новые профессиональные и образовательные стандарты будут сфокусированы на профессиональных компетенциях.

       В отличие от прежних условий профессиональные стандарты  будут испытывать влияние глобализации и отражать интеграционные процессы.

        10. Какие на Ваш взгляд проблемы осложняют разработку профессиональных стандартов? И как предполагается их разрешить?

          В стандартизации профессиональной деятельности, как и во всяких переходных процессах, предстоит преодолеть инерцию сложившихся традиций централизованного формирования профессиональных стандартов и профессионального образования.

          Нельзя не отметить  недостаточную консолидацию работодателей по отраслям, отсутствие взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями.

          В этой связи потребуются дополнительные усилия для межотраслевой координации и  стимулирования активного участия всех заинтересованных сторон в данном процессе, дальнейшее совершенствование нормативной методической базы разработки профессиональных стандартов и подготовка специалистов данной сферы деятельности.

Бөлімдер:
25 қазан, 2013 - 09:42 өзгертілді
Әлеуметтік қорғау жүйелеріндегі үздік қызметкерге дауыс бер
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
үздік әлеуметтік жобалар дауыс беру
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші