check
A A A
Мазмұнына өту

You are here

Тезисы выступления Министра труда и социальной защиты населения Т.Дуйсеновой на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК по вопросам обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) от 21.04.2014 г.

В настоящее время  в стране проживают более 600 тыс. людей с ограниченными возможностями или более 3,5 % от общей численности населения  (в том числе - 69 тыс. детей-инвалидов). Новое понимание инвалидности и социальной поддержки инвалидов включает в себя не только своевременную выплату социальных пособий, но также их реабилитацию и интеграцию в общество.

Казахстан принял на себя обязательства по имплементации международных стандартов в отношении лиц с ограниченными возможностями, подписав Конвенцию и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов.

Для реализации этих обязательств был принят  «План по улучшению качества жизни инвалидов  на 2012-2018 годы». В его рамках проведен анализ соответствия действующего законодательства положениям Конвенции. Подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов». Данный законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в более чем 30 нормативных правовых актов Республики Казахстан.

О предупреждении риска наступления инвалидности

Усилена работа по своевременному выявлению  патологии у детей в   раннем возрасте (психофизический скрининг детей раннего возраста, аудилогоческий скрининг для новорожденных), идет восстановление сети медицинских пунктов в образовательных учреждениях. Уровень первичной инвалидности среди детей  по врожденным патологиям за последние три года снизился на 1,1 %.

Среди инвалидизирующих патологий первое место  продолжают занимать сердечно-сосудистые заболевания – за последние три года удалось стабилизировать  долю инвалидов  с таким  заболеванием на уровне 15,7 % от общего числа патологий.

С целью предупреждения профессиональных заболеваний и снижения производственного травматизма производится внедрение международных и национальных стандартов труда на крупных и средних предприятиях Казахстана, актуализирован и утвержден новый Перечень  видов производств и профессий работников, занятых в особо опасных и вредных условиях труда. С начала этого года осуществлен переход к обязательному профессиональному страхованию работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

В соответствии с внесенными в пенсионное законодательство изменениями работодатели освобождаются от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных и опасных условий труда, подтвержденных аттестацией производственных объектов. 

В текущем году будет реализована практика добровольного декларирования работодателей в четырех регионах  (ВКО, Павлодарская, Алматинская, Кызылординская  области), которая позволит  предприятиям, обеспечивающим соответствие условий труда государственным стандартам, получить сертификат и войти  в соответствующий реестр предприятий. Сертифицированные предприятия не будут подлежать плановым проверкам в течение 3-х лет. На первое апреля 2014 г. сертификаты доверия получили 9 предприятий.

Дальнейшая работа в этом направлении включает разработку и утверждение списка профессиональных заболеваний с учетом новых технологических процессов, профессий и производственных факторов; разработку критерия выделения групп повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; а также совершенствование методики медицинской и профессиональной реабилитации, оздоровительного лечения для лиц группы повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

О совершенствовании мер по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ) или установлению степени ограничения жизнедеятельности

В настоящее время медико-социальная экспертиза проводится 126 отделами МСЭ. Ежегодно услугами МСЭ по   установлению инвалидности охватываются порядка двухсот тысяч человек.

За последние годы была систематизирована нормативно-правовая база МСЭ и  определены единые критерии установления степени ограничения жизнедеятельности, потери общей и профессиональной трудоспособности. Централизованная база данных инвалидов позволяет вести мониторинг количественной и качественной структуры инвалидов и определять эффективность работы службы МСЭ.

Количество повторно освидетельствованных инвалидов в стране стабилизировалось, и наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, и, соответственно, уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.

Совместно с Агентством РК по информатизации и связи ведется работа по  подготовке к внедрению электронной композитной услуги для людей с ограниченными возможностями, которая объединит 9 видов государственных услуг. В сотрудничестве с Министерством здравоохранения РК предстоит рассмотреть  вопрос внедрения Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая позволит определить степень трудоспособности людей с ограниченными возможностями, путем соотнесения состояния их здоровья и уровня возможностей.

Формирование адекватной системы социальной поддержки

В настоящее время принимаются следующие меры для поддержки лиц с ограниченными возможностями:

1)      в рамках многоуровневой системы социального обеспечения выплачиваются  государственные социальные пособия и социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) и страховых компаний;

2)       предоставляется социальная помощь и поддержка в форме  выплаты  специальных государственных  пособий из государственного бюджета и  различных видов поддержки  на местном уровне. Инвалиды  получают  комплексную  поддержку и помощь  в бытовом обслуживании, оформлении необходимых документов для получения полагающихся льгот и пособий;

3)      для повышения эффективности реабилитации инвалидов начата реформа системы социального обслуживания в соответствии с Законом РК «О специальных социальных услугах».

Ежегодно специальные социальные услуги получают более 80  тыс. лиц с особыми потребностями. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания – в условиях стационара (традиционные МСУ), полустационара (дневные отделения), ухода на дому.

Более эффективным, как в экономическом, так и в социальном плане, является развитие  новых форм социального обслуживания в  отделениях дневного пребывания, дневных центрах  реабилитации детей-инвалидов, стимулировании и поддержки семейного проживания детей-инвалидов  и лиц пожилого возраста.

В этой связи следует особо отметить открытие 42 отделений дневного пребывания в 14 регионах страны. В прошлом году ими были оказаны  социальные услуги  более четырем тысячам человек.  Работа данных отделений позволила вернуть из домов-интернатов в семьи 402 ребенка, а более пятисот родителей детей-инвалидов смогли трудоустроиться, передав заботу о своих детях в течение дня в  данные отделения. Значительна роль социального обслуживания на дому для одиноких или одиноко проживающих инвалидов и престарелых.

С целью обеспечение максимально возможной продолжительности нахождения человека дома, расширяется участие НПО в оказании специальных социальных услуг. На основе государственного заказа, размещенного в 55 НПО в 2013 году, такими услугами было охвачено более 3 тыс. человек. Наибольшее распространение они получили в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях.

Профессиональная реабилитация

За последние три года по квоте для инвалидов в высшие учебные заведения приняты более 680 человек и еще 1146 инвалидов - в организации технического и профессионального образования (ТиПО). Ежегодно в ВУЗах  и колледжах страны обучаются  порядка 2800 инвалидов.    Многим из них за счет средств местных бюджетов предоставляется льготное стипендиальное обеспечение.

За период реализации «Дорожной карты занятости 2020» (2011-2013 гг.) из 478 инвалидов, направленных профессиональную подготовку и переподготовку, более половины нашли постоянную работу. Еще 117 инвалидов прошли обучение основам предпринимательства.

К 2015 году в Казахстане планируется сформировать безбарьерную школьную среду примерно для 20% школ. В рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы из государственного бюджета выделены средства   на оснащение  учебных мест для 9000 детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому - это приобретение компьютеров, вспомогательных технических средств и подключение к сети Интернет. На сегодняшний день 43% специальных организаций образования оснащены дорогостоящими мультимедийными образовательными системами (Eduplay, Multikid, Sound beam), стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями.

В общей численности инвалидов в РК 65,6 % составляют лица трудоспособного возраста, а из них более 47 % - те,  у кого ограничение возможностей не препятствует продуктивной занятости. Количество занятых составляет не более 82 тысяч человек или 43,5% от общего числа трудоспособных инвалидов.

Основными механизмами содействия  трудоустройству инвалидов остаются  направление на социальные рабочие места, в случае наличия у работодателя специальных рабочих мест, и поддержка  организаций, создаваемых общественными объединениями инвалидов, производящих товары или оказывающих услуги. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 33 учебно-производственных предприятия общества слепых и 18 - общества глухих, где постоянно работают около четырех тысяч инвалидов. В 2014 г. ожидается трудоустройство еще 6600 людей с ограниченными возможностями по специально разработанным региональным картам трудоустройства  инвалидов.

В Законопроекте[1] также предусмотрены механизмы поддержки работодателей, создающих специальные социальные рабочие места для инвалидов. Наряду с этим будет произведен пересмотр механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон РК «О государственных закупках» предоставляет организациям, созданным людьми с ограниченными возможностями, право на производство тифлотехнических средств, специальных средств передвижения, обязательных гигиенических средств.

Контингент участников программы «Дорожная карта занятости-2020» расширен и охватывает также лиц с ограниченными возможностями, которые могут пройти профессиональное обучение с целью дальнейшего трудоустройства, получить микрокредит  для открытия или расширения собственного дела в сельской местности. Имеется возможность организации добровольного переезда в центры экономического роста в рамках потребностей работодателя.

Создание доступной среды

В регионах  созданы советы по делам инвалидов, экспертные группы из представителей общественных организаций инвалидов, специальные рабочие группы для проведения паспортизации; проводится  паспортизация социально значимых объектов.

По состоянию на 1 января 2014 года проверены 18,8 тысяч объектов. Активно проводится паспортизация в Южно-Казахстанской (4083), Акмолинской (3375), Северо-Казахстанской (2585) и Алматинской (1970) областях. Недостаточное внимание уделяется ей в Западно-Казахстанской (167) области и г. Астане (204).

В текущем году Министерство совместно с местными исполнительными органами приступило к реализации региональных Карт адаптации объектов. В рамках этой деятельности планируется адаптация 1.084  объектов, в том числе - 179 за счет средств «ДКЗ 2020» и  905  объектов за счет средств местного бюджета. В текущем году будет установлено более 10 тыс. специализированных дорожных знаков (указателей) в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, и  произведено обустройство  пешеходных переходов 136 звуковыми устройствами.

По инициативе самих общественных объединений инвалидов в Казахстане внедрены услуги социального такси. В настоящее время в областях  функционирует 102  «Инватакси», которые ежегодно оказывают услуги более 190 тыс. инвалидов. В бюджете 2014 года на эти цели предусмотрено 90,9 млн. тенге.

Создание Карты доступности объектов позволит автоматизировать базу данных о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры.

Из-за отсутствия жесткой системы контроля над соблюдением требований «доступности» 82% из общего количества паспортизированных объектов требуют адаптации к потребностям инвалидов.

В  проекте Закона[2] также предусматривается введение новых понятий, таких как -«доступная среда», «общественное место», «доступная форма получения информации»; введение ответственности субъектов за нарушение  законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в процессе проектирования, строительства и последующей эксплуатации объекта, а также ответственности лиц, принимающих в эксплуатацию построенные объекты за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов маломобильным группам населения. Также включены вопросы создания условий для доступности услуг железнодорожного транспорта, авиаперелетов, водного транспорта для инвалидов и расширение прав инвалидов на получение любой информации в доступных для него форматах; порядка оборудования жилых помещений (жилища), предоставляемым инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.

Наряду с этим, прилагаются усилия по содействию развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями и повороту  общественного сознания к их нуждам и признанию их равными и здоровыми людьми. Запоминающимся ярким событием для лиц с особыми возможностями стало проведение в прошлом году  первого в истории Казахстана фестиваля  «РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ».

В конкурсах по десяти различным номинациям приняли участие около 6 тыс. граждан с ограниченными возможностями. Социальные проекты, презентованные участниками конкурса, получили признание и готовятся к внедрению с участием спонсоров– работодателей.

Проводимая Министерством и его территориальными органами работа по социализации лиц с особыми потребностями  осуществляется во взаимодействии с представителями гражданского общества и, в первую очередь, с общественными объединениями инвалидов. При Правительстве РК создан и работает Координационный совет в области социальной защиты инвалидов, в котором 16 из 25 членов являются представителями  НПО.  

Деятельность Координационного Совета, как консультативно-совещательного органа,  обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в нормотворческом процессе, обмене опытом и оперативном реагировании на проблемы,  требующие решения. Так, например, члены Координационного Совета принимали активное участие в разработке Законов РК «О социальной защите инвалидов» и «О специальных социальных услугах», а также стандартов специальных социальных услуг и других нормативно-правовых актов.

[1] «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов»

[2] «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов»

 

29 сәуір, 2014 - 18:17 өзгертілді
Әлеуметтік қорғау жүйелеріндегі үздік қызметкерге дауыс бер
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
үздік әлеуметтік жобалар дауыс беру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші