check
A A A
Мазмұнына өту

You are here

Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Дуйсеновой Т.К. на коллегии

Құрметті Дариға Нұрсұлтанқызы!

Құрметті әріптестер!

Өздеріңізге белгілі, ағымдағы жылдың 10 ақпанында Мемлекет Басшысының қатысуымен Үкіметтің кеңейтілген отырысы өткізілді, оның барысында ағымдағы ахуалға баға беріліп, жаһандық тұрақсыздық жағдайында еліміздің даму бағыттары айқындалды. 

Осы орайда, 2015 жылғы өз қызметіміздің қорытындысын жасап, алдағы уақытқа денсаулық сақтауды нығайту, әлеуметтік тұрақтылықты және азаматтардың әл-ауқатын қамтамасыз ету  бойынша жоспарымызды талқылап алуымыз қажет.

2015 год был отмечен формированием законодательной и институциональной основы Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, объявленных Главой государства, реализацией Плана антикризисных мер Правительства.

В соответствии с Планом нации, в прошлом году принят новый Трудовой кодекс, законы о введении обязательного медицинского страхования, адресной социальной помощи в новом формате, новых подходов в регулировании миграции населения, разработан новый закон о занятости.

И в текущем году нам предстоит реальное исполнение мер, вытекающих из Плана наций.

Вчера на секторальных встречах детально рассмотрены итоги деятельности системы здравоохранения, социально-трудовой сферы за 2015 год.

В этой связи позвольте остановиться на задачах 2016 года.

Как вам известно, в прошлом году завершилась реализация  Государственной программы «Саламатты Қазақстан». Ее главными результатами стали увеличение продолжительности жизни, снижение общего уровня смертности, в том числе материнской и младенческой.

В текущем году мы начнем реализацию новой Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Главы государства от 15.01.2016 г. № 176. Она является логическим продолжением предыдущих программ и направлена на дальнейшее углубление преобразований в сфере здравоохранения.

 Ее реализация предполагает реализацию 10 шагов  (слайд 2)

Первый шаг  Программы – касается профилактики и предупреждения заболеваний.

Вакцинация   слайд 4-7

Во всем мире вакцинация признана, как наиболее эффективное, экономичное и доступное средство в борьбе с инфекциями. Национальный календарь профилактических прививок Казахстана предусматривает профилактику против 21 инфекционного заболевания. Иммунизация населения проводится бесплатно и каждый год прививаются более 8 млн. человек.

(Справочно: общий объем финансирования закупа вакцин: 2013 г. - 7,4 млрд. тенге,                      2014 г. – 12,3 млрд. тенге, 2015 г. – 15,8 млрд. тенге)

Но следует отметить, что в последние годы имеется тенденция к увеличению количества отказов от вакцинации, что может негативно сказаться на эпидемиологической ситуации в стране. В этой связи разработана и будет реализована Дорожная карта, которая предусматривает: определение существующих проблем; поэтапное их устранение; разработку и внедрение Национального регистра  иммунопрофилактики; реализацию плана по социальной мобилизации общества; совершенствование системы мониторинга и профилактики эпидемиологической ситуации в регионах.

Школьная медицина слайд 9-12

Еще одно очень важное направление профилактики - это вопросы оздоровления школьников.

Следует отметить, что в структуре впервые выявленных заболеваний при профилактических осмотрах школьников на первом месте заболевания желудочно-кишечного тракта, которые составляют - 24,5%, на втором месте – болезни глаз (16,2%), на третьем месте – болезни органов дыхания и кроветворных органов.

В рамках новой Государственной программы предусматривается передача школьной медицины из системы образования в систему здравоохранения.

При этом планируется разработать Календарь оздоровительных мероприятий для школьников. Он  предусматривает оздоровление детей в течение всего года: с января по март – проведение профосмотров, формирование групп здоровья, постановка на диспансерный учет и разработка индивидуальных планов оздоровления; с апреля по май – проведение оздоровительных мероприятий согласно планов; с июня по август – оздоровление школьников в пришкольных и загородных лагерях, осуществление санаторно-курортного лечения; с сентября по ноябрь – продолжение профосмотров; в декабре – составление графика профосмотров и формирование выездных бригад специалистов.

Стоит подчеркнуть, что профосмотры и оздоровление школьников будут осуществляться непосредственно в учебных заведениях, а не в организациях первичной медико-санитарной помощи.

Для оздоровления школьников будут применяться здоровьесберегающие технологии. Это профилактика нарушений осанки и зрения, дополнительная витаминизация, использование продуктов «функционального» питания (кисломолочные продукты).

При этом, особое внимание будет уделено информационно-разъяснительной работе с педагогами и родителями по вопросам профилактики заболеваний, правильного развития и питания школьников.

Скрининиг слайды 14-17

Как известно, в стране с 2008 года реализуется Национальная скрининговая программа для выявления заболеваний по 9 видам нозологий (справочно: на рак молочной железы, рак шейки матки, глаукому, гепатиты В и С, БСК, колоректальный рак, рак пищевода и желудка, рак печени, рак предстательной железы). Ежегодно данной программой охватывается около 2 млн.человек. Несмотря на масштабность программы, по отдельным нозологиям отмечаются недостаточный уровень выявляемости заболеваний, некачественное формирование целевых групп населения для проведения скринингов, недостаточная обеспеченность медицинским оборудованием и подготовка медицинских работников организаций первичной медико-санитарной помощи. 

В текущем году с привлечением экспертов Всемирного Банка будет проведена оценка Национальной программы, по результатам которой будут приняты меры по повышению ее эффективности.

Профосмотры слайды 19-21

Ежегодно по республике охват профилактическим медицинским осмотром составляет около 8 млн. человек, из них  более 4,5 млн. женщин и 3,3 млн. мужчин.

В целях упрощения процедуры проведения профилактических медицинских осмотров и снижения искусственных очередей в поликлиниках, в республике будет внедрена новая схема прохождения профилактических медицинских осмотров: для прохождения обязательных предварительных медицинских осмотров (при трудоустройстве или поступлении на учебу и т.д.) граждане будут обращаться в центры обслуживания населения,  где смогут записаться к врачу, при этом в Цонах можно будет получить результаты профосмотров  или медицинскую справку о прохождении. Переход на такой режим будет осуществляться поэтапно с учетом готовности информационных систем медорганизаций.

Таким образом, данная мера позволит сократить очереди в организациях первичной медико-санитарной помощи, уменьшить нагрузку на профильных специалистов.

Сокращение очередей в поликлиниках слайды 23-26

Основной причиной  очередей в поликлиниках являются слабый менеждемент медицинской организации, в первую очередь это касается  обслуживания лиц, включенных в диспансерный учет и предоставление им льготных лекарственных средств.

В настоящее время в Казахстане насчитывается более 2 млн. получателей льготных лекарственных средств, которые ежемесячно посещают организации ПМСП с целью получения рецепта.

Для упрощения этой процедуры Министерством предлагается изменить схему получения рецепта. Врачи будут выписывать рецепт на льготные лекарства для диспансерных больных с хроническими заболеваниями один раз в квартал (90%), а для больных с тяжелыми заболеваниями, получающими дорогостоящие препараты – ежемесячно (10%). Аптеки будут вести учет и выдачу месячной потребности соответствующих лекарственных средств пациентам на основании выданных им рецептов. В этом году эта мера будет проводиться в пилотном режиме  в аптеках, имеющих информационные системы, а в последующим они станут одним из условий  при выборе  аптеки.

При этом, вся процедура получения льготных лекарств будет автоматизирована.

Данная мера позволит существенно снизить очереди в организациях ПМСП, уменьшить нагрузку на медперсонал, сократить бумажный документооборот.

ПУЗы слайды 28-34

Второй шаг предусматривает приоритизацию ПМСП и в ее рамках внедрение Программы управления заболеваниями (далее - ПУЗ).

В настоящее время на диспансерном учете находится более 3,3 млн.чел., из них 42,7% составляют больные артериальной гипертензией (32,2%), сахарным диабетом (9,1%) и хронической сердечной недостаточностью (1,4%).  Следует отметить, что сумма ущерба от экстренно госпитализированных больных с обострением хронических заболеваний, управляемых на уровне поликлиник, составила 389,6 млн.тенге или 105% от общей суммы расходов на круглосуточный стационар.

Для предупреждения осложнений и социальных последствий с 2013 года в
7 поликлиниках двух пилотных регионов - Северо-Казахстанской и Павлодарской областей внедряется ПУЗы по трем вышеназванным нозологиям.

В рамках Программы охвачено 1 213 пациентов. При этом, медицинские организации создают мультидисциплинарную команду, которая, находясь в постоянном контакте с пациентом, обеспечивает динамическое наблюдение за ним.

Информированный пациент ведет дневник самоконтроля, контролирует факторы, влияющие на его здоровье, что будет способствовать изменению поведения пациента, повышению его ответственности за собственное здоровье.

Таким образом, Программа дает возможность пациентам вместе с медицинскими работниками управлять своим заболеванием и предотвращать развитие осложнений.

Проект показал положительные изменения у участников Программы: у 75% пациентов с артериальной гипертензией отмечалась стабилизация процесса и формирование навыков контроля за артериальным давлением, снижение количества госпитализаций пациентов с хронической сердечной недостаточностью в 2 раза.

Учитывая положительный опыт внедрения Программы в пилотных регионах, ее реализация будет продолжена поэтапно: в период 2016 -2017 годы - дополнительно в пяти новых регионах, с 2018 года – во всех областях Казахстана.

Интегрированная модель слайды 35-36

Третий шаг – предполагает углубление регионализации оказания медицинской помощи.

В последние 5 лет в структуре общей смертности удельный вес БСК, новообразований и травм составили 51%, в структуре пролеченных случаев - 52%, а в общей сумме, направляемой на ГОБМП -  52,4%.  По расчетам экспертов, нулевой уровень смертности по этим нозологиям увеличивает ожидаемую продолжительность жизни почти на 8 лет.

Поэтому основным приоритетом в последующие четыре года для нас будут определение следующих 5 видов нозологий и состояний, существенно влияющих на демографию страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, течение беременности и состояние родовспоможения. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг.

При этом, услуги, требующие сложных технологических установок и специалистов с высокой квалификацией, будут централизованы с созданием на межрайонном, региональном, межобластном и республиканском уровнях соответствующих центров. А услуги, для которых не нужны сложные технологические установки, будут децентрализованы и оказываться в организациях по месту жительства.

Для этого разработаны Дорожная карта по внедрению интегрированной модели,  положение о Координационном совете, определены ответственные республиканские организации.

Неотложная, скорая мед.помощь слайды 37-38

Как известно, для обеспечения доступности и своевременности медицинской помощи в стране наряду со скорой помощью функционирует санавиация, мобильная медицина и телемедицина.  Наличие данной инфраструктуры позволили своевременно оказывать помощь тысячам людей.

Но устаревшая материально-техническая база (износ автотранспорта скорой помощи – 49,8%), отсутствие единых стандартов помощи, регламентов внутри- и межведомственного взаимодействия и самое главное разрозненность этих служб порождает риск небезопасности, качества и скорости медицинских услуг, предоставляемых мобильной медициной.

В этой связи подготовлено предложение:

во-первых, по трансформации Республиканского центра санитарной авиации в  Республиканский центр интегрированной неотложной медицинской помощи для координации:

•     санитарной авиации и скорой помощи

•     неотложной стационарной помощи

•     передвижных медицинских комплексов и трассовых спасательных пунктов, а также

•     телемедицины;

во-вторых, по созданию единого диспетчерского центра (в рамках займа Всемирного Банка), внедрение международных стандартов оказания медицинских услуг, обучение персонала;

в-втретьих, по развитию инфраструктуры, предусматривающей  модернизацию транспорта и оборудования путем привлечения частных инвестиций или стратегических партнеров на основе ГЧП.

ОСМС слайд 39

Четвертый шаг – это внедрение в соответствие с поручением Главы государства обязательного медицинского страхования.

На сегодняшний день разработана и утверждена Дорожная карта внедрения ОСМС, в соответствии с которой предстоит в текущем году разработать нормативно-правовую базу, создать фонд социального медицинского страхования (далее – ФСМС) и обеспечить все мероприятия, чтобы с 1 января 2017 года начался сбор отчислений и взносов, а с 1 июля 2017 года производилась оплата медицинских услуг через ФСМС.

Кроме того, хочу отметить, что в 2016 для оказания ГОБМП выделено
553 млрд. тенге или на 16% больше чем в прошлом году.

Это позволит увеличить подушевой норматив с 865 тенге на 1 жителя в месяц в
2015 году до 990 тенге, а на стационарном уровне – стоимость базовой ставки с 81 тысяч тенге до 89 тысяч тенге или на 10,5%.

На сегодня, договора с медицинскими организациями заключены и начато финансирование.

Модернизация медобразования слайды 40-44

Следующая важная составляющая госпрограммы – кадровое обеспечение.

В настоящее время ежегодный выпуск кадров здравоохранения с высшим медицинским образованием по клиническим специальностям составляет в среднем 3 000 человек. При этом, одной из основных проблем отрасли является то, что госзаказ определяется, исходя из официальной статистики по дефициту кадров, без учета профицитных специальностей и прогнозной потребности  кадрах, сопровождающейся с низкой  практической подготовкой.

При этом, при отборе будет использоваться модель АО «Назарбаев университет», где критериями отбора партнера по сотрудничеству в области медицинского образования являются ТОР 300 в мировых рейтингах, реализация всех уровней подготовки врачебных кадров, наличие университетской клиники, аккредитация университета и образовательных программ, интернационализация (академическая мобильность студентов и ППС).        

В этой связи, в рамках Госпрограммы большое внимание уделено модернизации медицинского образования. 

Модернизация медобразования будет осуществляться на основе трансферта передовых зарубежных медицинских стандартов. Для этого будет организовано тесное сотрудничество казахстанских медицинских ВУЗов и ведущих зарубежных медицинских школ.  В настоящее время  уже начаты переговоры и в числе потенциальных стратегических партнеров отечественных медицинских ВУЗов рассматриваются медицинские школы США, Великобритании, Германии, Южной Кореи, Финляндии и других стран.

ГЧП слайды 45-47

Большое внимание в работе министерства в 2015 году было уделено развитию инфраструктуры и государственно-частного партнерства в здравоохранении.

В текущем году разработана дорожная карта «Развитие инфраструктуры и государственно-частного партнерства в здравоохранении».

Ее приоритетными направлениями будут являться расширение ПМСП, обновление материально-технической базы, разработка и внедрение информационной системы  «ФСМС» и развитие неотложной скорой помощи.

Лекарственные средства слайд 48

Большая работа проводится по совершенствованию политики лекарственного обеспечения.

В прошлом году совместно с британскими экспертами разработан и внедрен КНФ. Актуализирован список лекарственных средств, закупаемых в рамках ГОБМП, обеспечен первый этап внедрения референтного ценообразования. Эти меры позволили нам осуществить закуп 887 наименований ЛС и ИМН или 88% от общей потребности до начала текущего года на общую сумму около 92,8 млрд. тенге.

Доля оригинальных препаратов составляет около 50,3 % от общего объема и генериков 49,7 %.

Теперь предстоит работа по переходу на GXP. С 2018 года данные требования будут обязательными. Поэтому подготовлен План поэтапного внедрения надлежащей международной практики, который будет реализован с отечественными производителями и  другими субъектами фармацевтического рынка.

 

Занятость и трудовые отношения

Құрметті әріптестер, Үкімет тарапынан атқарылып жатқан шаралардың ішінде ерекше орын алып отырған мәселелердің бірі – ол азаматтардың жұмыспен қамтылу мәселесі. Өздеріңізге белгілі, Мемлекет Басшысы қашан да әлеуметтік міндеттемелерді сақтап қалу және халықты жұмыспен қамту шараларына басты назар аударады.

Слайд 50

Одним из действенных инструментов в реализации политики занятости остается «Дорожная карта занятости 2020».

В 2015 году по всем направлениям «Дорожной карты занятости 2020» трудоустроено 156 тыс. человек, включая прямое трудоустройство на открытые вакансии. Из них 91% на постоянные рабочие места (142 тыс. человек).

Более 6,0 тыс. участников получили микрокредиты для открытия или расширения собственного дела, 14 тыс. человек были охвачены профессиональным обучением. Субсидируемыми рабочими местами (СРМ и МП) было охвачено более 24,5 тыс. человек и 1200 человек переселены в рамках повышения трудовой мобильности.

Слайд 51

В 2015 году, по поручению Главы государства, также были реализованы Комплексные планы регионов по содействию занятости населения, включая занятость на проектах, всех реализуемых в регионах государственных, отраслевых и региональных программ.

В итоге Комплексными планами по стране охвачено 423 тыс. человек. Трудоустроено более 396 тыс. чел., из которых 218 тыс., на постоянные рабочие места.

Слайд 52

В целом, принятые меры положительно отразились на показателях рынка труда - уровень безработицы по предварительным итогам 2015 года составил 5,0%.

Но, несмотря на положительные макропоказатели, ситуация на рынке труда остается непростой. Глобальное замедление мировой экономики в 2015 году будет иметь отложенное влияние на рынки труда в 2016 году. По данным экспертов прогнозируется, что количество безработных во всем мире вырастет на 2,3 миллиона в текущем году и на 1,7 миллионов в 2017 году.

Слайд 53

С учетом этой тенденции, в декабре 2015 года Правительством актуализирована «Дорожная карта занятости 2020», где мы предусмотрели новые инструменты, направленные на сохранение рабочих мест.

 Это – введение инструментов субсидирования части потерянной зарплаты квалифицированных работников, предоставления грантов работодателям на обучение (переподготовку и повышение квалификации) своих работников, организации профобучения работающей молодежи, при обязательном условии сохранения за ними рабочих мест.

На реализацию новых инициатив в рамках «Дорожной карты занятости 2020» предусматривается выделение дополнительно 63 млрд. тенге, с охватом порядка 60 тысяч человек. В том числе;

Слайд 54

- 37 млрд. тенге на первое направление по ремонту социальных объектов и инфраструктуры, для создания не менее 18 тысяч временных рабочих мест (порядка 1000 проектов);

- на выдачу микрокредитов – 20 млрд. тенге, включая реализацию проектов по организации мелкотоварного производства с «Нур-Отан» пилотных регионах, что позволит охватить более 11 тыс. человек;

- 2,5 млрд. тенге на меры по субсидированию части потерянной зарплаты квалицированных работников и обучения, подготовки кадров в сфере услуг;

- и 3,5 млрд. тенге на строительство общежитий для трудовой молодёжи и выплаты пособий переселенцам.

В связи с этим, до 26 февраля текущего года все регионы подготовят актуализированные Комплексные планы, которые мы, Дарига Нурсултановна, представим Вам на рассмотрение.

 

Социальное обеспечение Слайды 56-57

Следующее направление работы Министерства – это организация адекватной системы социального обеспечения и социальной поддержки населения.

На этот год из республиканского бюджета выделено 1,6 трлн. тенге. В рамках этой суммы предусмотрено повышение солидарной пенсии на 9%, государственных социальных пособий по инвалидности и по потере кормильца на 25%, стипендий на 25% и предусмотрен переход на новую систему оплаты труда гражданских служащих, на реализацию которой выделено 268 млрд. тенге.

Продолжением последовательных действий по улучшению социального самочувствия наших граждан стал ряд поручений Главы государства по социальной поддержке.

Государственная адресная поддержка будет оказываться только нуждающимся гражданам, на основе оценки их реальных доходов и условий жизни.

В отчетном году данные подходы, предполагающие обязательное участие трудоспособных малообеспеченных граждан в мерах содействия граждан, применены в трех пилотных областях, где продолжилась реализация республиканского проекта «Өрлеу» по внедрению обусловленной денежной помощи малообеспеченным гражданам.

Все регионы в текущем году должны обеспечить реализацию этого проекта во всех районах, как подготовку к внедрению АСП в новом формате

Уважаемые коллеги, в нынешних непростых экономических условиях, когда как никогда важна социальная поддержка населения со стороны государства, мы должны в полной мере осознавать ту ответственность, которая ложится на нас.

Спасибо за внимание.

 

19 ақпан, 2016 - 10:45 өзгертілді
Әлеуметтік қорғау жүйелеріндегі үздік қызметкерге дауыс бер
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
үздік әлеуметтік жобалар дауыс беру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші