check
A A A
Мазмұнына өту

You are here

ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ С ПРОГРАММАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационная направленность развития экономики требует поиска новых эффективных механизмов производства знаний, создания условий для трансформации капитала знаний в практические навыки и развитие человеческого капитала.

Формирование конкурентоспособных граждан происходит с помощью эффективного взаимодействия рынка труда, образования и обучения. Во многих странах, включая Казахстан, эта цель достигается через внедрение и использование Национальной системы квалификаций, которая обеспечивает взаимодействие между сферой труда и образования, взаимоувязывая между собой четыре элемента.

Первый и фундаментальный элемент – это Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки квалификаций. Они распределяют однородные виды профессий по требуемым уровням квалификации в масштабе всего рынка труда и отдельных отраслей.

Второй элемент – это профессиональные стандарты, то есть требования работодателей к знаниям и навыкам для тех или иных профессий. Другими словами, это «техническое задание» от рынка труда на кадры.

Еще один элемент – это образовательные стандарты и программы. Здесь мяч уже на стороне системы образования, которая в идеале обеспечивает актуальность содержания образования согласно профессиональным стандартам.

И последнее – это оценка и сопутствующие присвоение или подтверждение квалификации работником.

Что такое Национальная рамка квалификаций?

Национальная рамка квалификаций является фундаментальным элементом Национальной системы квалификаций.

Национальная рамка квалификаций - это структурированное описание уровней квалификаций, признаваемых на рынке труда. Национальная рамка квалификаций Казахстана состоит из 8 уровней квалификаций и описания общих характеристик профессиональной деятельности.

На основании Национальной рамки квалификаций при участии работодателей разрабатываются Отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты, в которых работодатели закладывают свои требования к навыкам и квалификациям работников.

Можно ли с помощью Национальной рамкой квалификаций усовершенствовать систему образования?

Национальная рамка квалификаций действительно, может применяться в качестве инструмента для совершенствования системы образования и обучения. Ориентируя программы обучения на рамки квалификаций и профессиональные стандарты, в которых учтены требования работодателей, можно повысить актуальность и качество квалификаций, которые получают учащиеся.  

Все Национальные рамки квалификаций основываются на «результатах обучения». В Национальной рамке квалификаций Казахстана, результаты обучения делятся на три категории: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные компетенции». При этом «личностные и профессиональные компетенции» проявляются в умении действовать под руководством, самостоятельно исполнять работу и руководить другими.

Результаты обучения, это то, что, как ожидается, будет знать, понимать и в состоянии продемонстрировать обучающийся после завершения обучения. Результаты обучения дают нам понять, в чем заключается квалификация. Таким образом, квалификация определяется тем, что работник должен уметь и знать, а формальными показателями, такими как наличие диплома. В большинстве стран, включая Казахстан, квалификацию традиционно можно получить только путем получения формального образования и получением диплома. Например, в Казахстане, степень «бакалавра» или «магистра» считается квалификацией.

Когда результаты обучения отражаются в образовательных программах и процессе обучения, тогда устанавливается взаимосвязь между рынком труда и системой образования. Значит и работодатель и учебное заведение используют единые и прозрачные «дескрипторы», то есть определения различных уровней квалификаций.

Международный опыт показывает, что в контексте формирования общества, основанного на знаниях, эконо­мически развитые страны модернизировали свои системы профессионального образования и осуществили переход на реализацию образовательных программ, основанных на результатах обучения и компетенциях.

В чем разница между результатами обучения и компетенциями?

Результаты обучения определяет сфера труда, а в образовательном пространстве результаты выражаются через компетенции, которые интегрируют знания, умения и навыки. Именно результаты обучения позволяют определять уровни квалификаций и структурировать их в виде рамки квалификаций.

Что делается в Казахстане в данном направлении?

Ввиду важности этого  направления  с  2016 года  в рамках Соглашения о займе между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития реализуется  проект «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест». Реализаующим агенством проекта является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

В рамках данного проекта реализуются мероприятия по формированию основы для Национальной системы квалификаций, что включает в себя разработку 550 профессиональных стандартов, 360 образовательных программ на основании профессиональных стандартов и развитии независимой системы сертификации.

В частности, в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» планируется проведение обзора передового опыта с целью разработки систематического подхода к приведению в соответствие Национальной рамки квалификаций с программами профессионального и высшего образования.

Будет проведен обзор и оценка существующего механизма разработки образовательных программ, их соответствия требованиям рынка труда. Также будут изучены механизмы обеспечения качества в мировой практике и в Казахстане.

В результате данной работы будет предложена методология разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и методика расчета стоимости трудозатрат для разработки образовательных программ по уровням образования.

Кроме того, предусмотрено обучение национальных экспертов методологии разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и в Казахстане будет сформирован пул сертифицированных разработчиков образовательных программ.

Данная работа будет реализована при поддержке Министерства образования и науки Республики  Казахстан и координирующих организаций: по техническому и профессиональному образованию  - НАО «Холдинг «Касипкор», по высшему и послевузовскому образованию – РГП ПХВ «Центр Болонского процесса и академической мобильности».

Обновление структуры и содержания образовательных программ в соответствии  со  спросом  на  рынке  труда  и  международными стандартами  отнесено к приоритетным направлениям развития системы образования Казахстана.  Это позволит обеспечить производство высококвалифицированной рабочей силы для повышения конкурентоспособности экономики, особенно в условиях третьей модернизации Казахстана.

Авторы: Конкаева Сандугаш, Специалист по НСК – образовательным и обучающим программам и модулям, Группа по управлению проектом "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" 

Закиева Альмира, Специалист по мониторингу и оценке, Группа по управлению проектом "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" 

2 маусым, 2017 - 02:44 өзгертілді
Әлеуметтік қорғау жүйелеріндегі үздік қызметкерге дауыс бер
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
үздік әлеуметтік жобалар дауыс беру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші