A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Комментарий Министерства труда и социальной защиты населения РК к проекту Государственной Программы социальной поддержки инвалидов, предложенной Партией « АК ЖОЛ»

Комментарий Министерства труда и социальной защиты населения РК  к

проекту Государственной Программы социальной поддержки инвалидов,предложенной Партией « АК ЖОЛ»                          

           

            Однимиз направлений дальнейшего углубления социальных реформ на современном этапеявляются меры, направленные на  понимание положения инвалидов в обществе, ихправ, потребностей и обеспечения возможностей равного с другими гражданами участия в жизниобщества.

           В этом отношенииразработанный партией «АК жол» проект Государственной Программы социальнойподдержки инвалидов (далее – Программа), бесспорно актуален.  

           В последние годы вопросам социальнойзащиты, реабилитации и интеграции инвалидов в общество Правительство страныуделяет значительное внимание: с учётом потребностей этой специфической группынаселения меняются подходы к решению вопросов социальной защиты инвалидов,принимаются меры по повышению уровня социального обеспечения данной группынаселения, реализуется Программа реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы.

            Настоятельнаянеобходимость разработки Комплексной стратегии социальной защиты и реабилитацииинвалидов связана   и с тем, чтодействующую  нормативную  правовую базу необходимо привести в соответствие с изменившимися условиями,потребностями и возможностями.

         Действующий в настоящее время Закон «О социальной защищенности инвалидов вРеспублике Казахстан» был принят в 1991 году. В нём впервые на пространстве странСНГ было декларировано создание социально-экономических, правовых  и организационных условий для обеспеченияравных возможностей для жизнедеятельности инвалидов.

            Заистекшие со времени принятия Закона годы были приняты определённые меры поулучшению медицинской реабилитации, социальной поддержке и коррекции детей сограниченными возможностями; расширилась сеть стационарных учрежденийсоциального обслуживания, отделений социальной помощи на дому, улучшилоськачество представляемых инвалидам технических вспомогательных компенсаторных средств,  расширяласьдоступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

            Вместес тем, следует признать, что условия сложившейся в переходный период системысоциальной защиты не позволили в полной мере реализовать объявленнуюполитическую парадигму. До настоящего времени в Закон  было внесено 10 поправок, изменений идополнений, тем не менее,  его отдельныенормы остаются декларативными.

            ПоэтомуМинистерство труда и социальной защиты населения РК, исходя из  Декларации о правах инвалидов, Всемирнойпрограммы действий в отношении инвалидов, Стандартных  правил обеспечения равных возможностей дляинвалидов,  принятых  Генеральной Ассамблеей ООН, разработало  новую Концепцию и  законопроект «О социальной защите инвалидов вРеспублике Казахстан» (далее - законопроект).

            Новыйзаконопроект наряду с введением в действие ЗРК: «Об обязательном  социальномстраховании»  и  «Об обязательном страховании ответственностиработодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении имтрудовых (служебных) обязанностей», явятся правовой основой трехуровневойсистемы социального обеспечения инвалидов.          

            Посравнению с действующим законодательством законопроект имеет ряд преимуществ:

            -в нём уточнены и систематизированы основные направления государственной политикисоциальной защиты инвалидов;

            -права инвалидов: на социальную защиту, интеграцию в общество, обеспечениедоступа к информации,  образование,  свободный выбор рода деятельности с учетомсостояния здоровья, бесплатную гарантированную медицинскую помощь,профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление   трудоспособности и трудоустройство -    определеныс учётом основополагающих прав человека;

            - конкретизированы мерыпо проведению медицинской, социальной и профессиональной реабилитацииинвалидов; 

            -обозначен переход от преимущественно медицинской модели социальной защитыинвалидов к медико-социальной, предусмотрены меры по профилактике инвалидности(охрана здоровья, формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасныхусловий труда);

            -ответственность за профилактику инвалидности распределена междугосударственными органами и работодателями. На местном уровне для улучшенияпрофилактической работы и повышения результативности медицинской реабилитациипредусматривается взаимодействие государственной службы медико-социальной экспертизы с органамиздравоохранения, учреждениями реабилитации инвалидов;           

            -предполагается создание банка данных инвалидов, а  также часто и длительно болеющих лиц, имеющихинвалидизирующую патологию (пилотныйпроект банка данных уже создан и до конца текущего года будет реализован вгороде Астане и Южно-Казахстанской области).

            Законопроектпредусматривает  также  предоставление  гарантированного  объема    медицинской   помощи   инвалидам на   основе    специальных стандартов лечения, предполагающих бесплатное   лекарственное    обеспечение лиц,   находящихся не только на стационарном, но и на амбулаторном лечении.

            Впервыев законодательном порядке наряду с инвалидами в возрасте старше 18 летпредусматривается предоставление санаторно-курортноголечения  детям-инвалидам.

            В частисовершенствования социального обслуживания инвалидов будут разработаныгосударственные стандарты социального обслуживания и расширен переченьоказываемых социальных услуг, которые будут предоставляться в  территориальных центрах по оказанию социальнойпомощи, включающих дневные стационары. 

            Одновременнопредполагается расширение оказания социальной помощи на дому, что обеспечитдоступность социальных услуг для инвалидов и позволит содержать их в привычных(семейных) условиях. Инвалидам 1 группы, имеющим затруднения в передвижении, и инвалидампо слуху будут  оказывать помощь  специальные помощники (в т.ч.  специалисты жестового языка).

            Вчасти  обеспечения инвалидов техническимивспомогательными компенсаторными средствами:

            - будет расширен переченьпредоставляемых инвалидам технических вспомогательных компенсаторных средств засчет предоставления обязательных гигиенических средств для отдельных категорийинвалидов;

            -предусмотрена  норма  обеспечения инвалидов техническимивспомогательными  средствами испециальными средствами передвижения с обязательной  их сертификацией;

            -протезно-ортопедическая  помощь,технические вспомогательные средства, специальные средства передвижения, санаторно-курортное лечение,инвалиду, получившему  трудовое увечьеили профессиональное заболевание, в случае ликвидации юридического лица, или прекращения деятельности     работодателя - индивидуального  предпринимателя, будут предоставляться  за  счетгосударства.  

            Проектированиеи застройка населенных пунктов будут вестись в соответствии с государственнымистандартами, учитывающими потребности инвалидов.

            Предполагаетсясоздать необходимые условия для  доступаинвалидов к существующим объектам и специальное оборудование жилых помещений,предоставляемых инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов. В действующем законодательстве определены требованияк строительству производственных и жилых объектов, однако  на практике они редко соблюдаются. В связи сэтим законопроект предусматривает включение в состав госкомиссий по приемкезданий в эксплуатацию социальных работников; принятие административных мер квиновным в нарушении законодательства.                   

             Предусмотрена также статья, регламентирующаянормы обеспечения инвалидов жильем.

            Доступк информации предлагается обеспечить посредством  выпуска периодической, научной,учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы дляинвалидов, издаваемой на аудиокассетах, дисках, рельефно-точечным шрифтомБрайля и видеокассетах с сурдопереводом, организацией сурдопереводовинформационных программ на республиканских телевизионных каналах.  На 2005 год на организацию сурдоперевода  на телеканале «Хабар» предусмотрено выделить4,2 млн. тенге, на телеканале «Казахстан» - 56,6 млн. тенге.

            Взаконопроекте определены условия и перечень образовательных услуг, предоставляемых инвалидам. Впервыепредусмотрена квота для поступления в средние и высшие профессиональные учебныезаведения, льготы по стипендиальному обеспечению. Для детей-инвалидовпредусматривается возмещение затрат на их обучение на дому.

            Длятрудоустройства инвалидов предусмотрено установление трехпроцентной квотырабочих мест, открытие специальных социальных рабочих мест, разработкарегиональных программ реабилитации, включающих поддержку деятельностиспециализированных организаций общественных объединений инвалидов.

            Специальнаяглава определяет участие работодателей в социальной защите инвалидов.Работодатель обязан за счёт собственных средств:

               - создавать инвалидам от трудового увечьяи/или профессионального заболевания, полученных по вине работодателя,  социальные рабочие места;

               - обеспечивать профессиональное обучение илипереобучение;

               - доступ к объектам социальнойинфраструктуры, производственным зданиям и сооружениям.

            Сучётом оптимизации системы государственного управления функции организации иконтроля за состоянием работы с инвалидами распределены между центральными иместными исполнительными органами. При этом в силу комплексного подходаразграничены компетенции органов социальной защиты, здравоохранения иобразования.

            Контрольза  соблюдением законодательства осоциальной защите инвалидов возлагается на уполномоченный орган в областисоциальной защиты населения и его территориальные подразделения. Они наделяютсяправом осуществлять проверки организаций по соблюдению законодательства осоциальной защите инвалидов; составлять акты о нарушениях, выдавать письменныепредписания об устранении выявленных нарушений, налагать штрафы по основаниям,установленным законодательством. По отношению к виновным в нарушениизаконодательства руководителям и  юридическим лицам предусмотрено принятиеадминистративных мер (200 и 400 МРП соответственно).

                    Для создания  более эффективной системы социальной защитыинвалидов на основе нового законопроекта (с 2006 года), потребуются дополнительные ассигнования. Из государственного бюджета на эти целипредусмотрено выделить 72,5 млрд. тенге.

Принятие Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»,  повлечёт за собой изменения и дополнения в существующуюнормативную правовую базу:   ЗРК  «О государственных социальных пособиях поинвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»,«О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», «О занятостинаселения Республики Казахстан», «Об архитектурной, градостроительной истроительной деятельности в Республике Казахстан», «О правах ребёнка вРеспублике Казахстан», в Кодекс Республики Казахстан «Об административныхправонарушениях».   

            Подходык решению вопросов социальной поддержки инвалидов в Программе  партии «Ак жол» во многом совпадают  с изложенными выше положениями. ПредложенияПартии «АК ЖОЛ» в части трудоустройства, поддержки специализированныхпредприятий общественных объединений, организации надомного труда ипредпринимательской деятельности будут включены в Программу реабилитацииинвалидов на 2006 - 2010 годы.

            Вместес тем отдельные положения программывидятся спорными и вызывают возражения.

            Во-первых, программа направлена преимущественно нареализацию действующего Закона РК «О социальной защищенности инвалидов вРеспублике Казахстан», и не учитывает ряда  важных направлений социальной защиты и реабилитацииинвалидов, предусмотренных новым законопроектом.

           В части профилактики инвалидности - создание банка данныхчасто и длительно болеющих лиц, имеющих инвалидизирующую патологию и изменениеметодики проведения первичной реабилитации, предусматривающее воздействиезаболеваний на уровнях отдельного органа, всего организма и социальном уровне;

            В части установления инвалидности - адаптации международнойклассификации (ВОЗ) функций организации жизнедеятельности и здоровья, внедрение методики определенияфункциональных классов, дающих возможность поэтапного перехода кколичественному измерению тяжести заболевания и состояния патологии и обеспечивающуюстандартизацию решений при установлении инвалидности.

            Чтокасается предложенного программой определения  степени  компенсации утраченных возможностей на основе сохранения трудоспособности, то, посути, оно совпадает с определением  степениутраты общей трудоспособности и степени утраты профессиональнойтрудоспособности (наряду с общей инвалидностью), которое планируетсяиспользовать в организации страхования риска потери трудоспособности.

            Определённыевозражения вызывает предложенное разработчиками Программы установление трехкатегорий инвалидности: физической, профессиональной и общей инвалидность иотмены групп инвалидности.

               Инвалидность, как известно,означает определённую степень ограничения жизнедеятельности человека. Она можетбыть различной - от легкой и умеренной, до выраженной, т.е. тяжелой. Взависимости от этого составляется индивидуальная программа реабилитации (ИПР).Успешность реабилитационного процесса тем вероятнее, чем точнее учитывает  ИПР реабилитационный потенциал инвалида.

             Поэтому считаем, что в настоящеевремя преждевременно отказываться от установления групп инвалидности (I, II и III), ибо именно на этой основе учитывается   степень ограниченияжизнедеятельности и определяется программа реабилитации состоявшихся инвалидов.

            В части реабилитации инвалидов -создание единой системы реабилитации, предусматривающей интеграцию деятельностиучреждений здравоохранения, образования, социальной защиты на всех этапахреабилитационного процесса, включая профилактику, установление и реабилитациюинвалидов. При этом, в программу необходимо заложить    положения о том, что реабилитация будетпроводиться на основе разработанных государственных стандартов медицинских исоциальных услуг; предусмотреть обязательность выполнения индивидуальныхпрограмм реабилитации организациями различных ведомств и форм собственности, чтобудет закреплено Законом,  контроль иоценку результатов реализации службой МСЭ.

         Необходимо, на наш взгляд,предусмотреть совершенствование социального обслуживания граждан пожилоговозраста и инвалидов (разукрупнение домов-интернатов, открытие домов малойвместимости, создание специализированных стационарных учреждений, где быинвалиды могли получать не только общий уход, но и  специализированную помощь).

         В системе школьного образования  предстоит создать необходимые условия дляобучения детей-инвалидов в обычных и специальных школах, на дому (поиндивидуальным программам), установление квот обучения инвалидов в высших исредних профессиональных учебных заведениях на основе госзаказа, принятиедополнительных мер  по переобучению ипереподготовке.

            В части обеспечения техническимивспомогательными компенсаторными средствами - расширение перечняпредоставляемых средств, пересмотр стандартов на протезно-ортопедическиеизделия и введение их сертификации, структурное преобразование  и техническое перевооружениепротезно-ортопедических центров для выпуска продукции по новой технологии,восстановление сурдологической службы и развития сурдологической помощи;

           Во-вторых, вызывают возражениепредлагаемые для реализации программы сроки. В настоящее время завершаетсяреализация Программы реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы. Специальносозданной рабочей группе предстоит подвести итоги реализации данной программыи  разработать проект новой КомплекснойПрограммы реабилитации инвалидов на перспективу. В соответствии с решениемПравительства, данная программа  будет  рассчитана на 2006 - 2010 годы.

           В третьих, полагаем что единая технология и системностьпроцесса реабилитации инвалидов требуют разработки единой комплекснойпрограммы действий по созданию для инвалидов равных возможностей участия вжизни общества в противоположностьпредложенного программой «Ак жол» варианта несколькихсамостоятельных программ социальной поддержки инвалидов.

            В  четвёртых, в программе должна найтиотражение и создаваемая в соответствии с Концепцией социальной защиты населенияРК трехуровневая система социальногообеспечения инвалидов. В перспективе повышение уровня социальногообеспечения инвалидов будет достигнуто как за счет средств  государственного бюджета (базовый уровень), таки за счёт обязательных добровольных взносов работодателя и/ или работников (обязательное и добровольное страхование).

            Впятых, законодательная  база по социальной защите инвалидов должнасочетать общее и специальное законодательство. В этой связи, в отличие от  Программы, разработанной партией «Ак жол», считаем что совершенствования илиразработки потребует:

            законодательство,устанавливающее национальный координирующий и совещательный орган, которыйобеспечивает согласие по сложным и многогранным вопросам, связанным синвалидностью;

            законодательство,устанавливающее и защищающее права инвалидов (разработан законопроект «Осоциальной защите инвалидов в Республике Казахстан»);

            законодательство,определяющее финансовую помощь (социальные выплаты) инвалидам;

            законодательство,регулирующее оказание услуг инвалидам в таких областях, как образование,занятость, реабилитация и здравоохранение;

            законодательство,определяющее требования к развитию инфраструктуры.

                       

       

Изменён 10 ноября, 2004 - 00:00
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий