A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана

НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ –
НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ –
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА

Послание Президента Республики КазахстанН.А. Назарбаева народу Казахстана

Құрметтіқазақстандықтар!


Ел тарихының ХХІ ғасырдағы аса біркүрделі кезеңі аяқталып келеді. Дүниежүзінің экономикасын тұралатқан жаһандықдағдарыс дауылы әлі басыла қойған жоқ. Алайда олөзінің алғашқы алапат қуатынан айырылды. Біз тастүйін дайын болғандықтан,оныңсалдары біздің еліміз үшін соншалықтыауырға соққан жоқ.

Дағдарысқа дейінгі кезеңде біз Қытай, Үндістанжәне өзге де экономикасы қарыштап алға басқанмемлекеттер қатарында дамудың жоғары деңгейінекөтерілдік. Өйткені біз оған қалай қолжеткізуге болатынын білдік.
Бәрін дұрыс жоспарлап, сауатты іскеасырғандықтан, біздің дамуымыз сәтті болды.

Біз жасампаздыққа жұмыла кіріскендіктен,дамудың даңғыл жолына түстік.

Толағай табыстарымен дүние жүзін мойындатқанҚазақстанның әлеуеті артып, экономикасы серпінді болатүсті.

Дамуымыздың маңызды алғышартына айналған Қазақстандықбірліктің өнегелі үлгісі ғаламшардағымемлекет басшылары мен конфессия жетекшілерінен лайықты бағасыналды.

Осылайша Қазақстанқуатты да табысты мемлекеткеайналып, өзінің бастамалары арқылы жоғарыхалықаралық беделге ие болды.

Жасампаздық қуатымен дүние жүзінде даңқыартқан Қазақстан әлемді өзжетістіктерімен таң қалдырды.

Сондықтан ҚазақстанғаЕуропадағықауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымынатөрағалық ету мәртебелі миссиясы сеніптапсырылды.

Біз жаңа онжылдығымызды әлемдік деңгейдегі осындайабыройлы тарихи оқиғамен бастадық.

Мен біздің алдағы барша жетістіктерімізосындай жарқын болады деп сенемін.

Менің басты мақсатым – еліміздің алдағыонжылдықтағы экономикалық өрлеуін қамтамасызетіп, жаңа мүмкіндіктерге жол ашу. Бүгінгі Жолдауымосыған арналған. «Қазақстан – 2030» стратегиясын орындай отырып, бізалғашқы онжылдыққа бағдарлама жасап, онытәмамдадық. Ендігі мақсат – осы Стратегияның келесіонжылдығына қарай қадам жасау.

1. Реализация Стратегического плана 2010 - важнейший рубежразвития страны


В 1997году, приняв Стратегию «Казахстан -2030», мы сформулировали долгосрочнуюповестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическоеразвитие в Стратегическом плане до 2010 года.
И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов.
Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два годараньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективновыполнили социальные обязательства государства.
Среднемесячная заработная плата выросла в 5раз, асреднийразмер пенсий в 3 раза.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с50% до 12%).
Улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительностьжизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшиласьматеринская смертность, в полтора раза возросла рождаемость.
За десять лет были построены 652 школы и 463 объекта здравоохранения.
Сегодня у нас есть медицинские центры мирового уровня - Национальныйцентр материнства и детства и Институт нейрохирургии.
В этом году введем Кардиохирургический центр. Во всех областях улучшаетсямедицинское обслуживание казахстанцев.
Благодаря этому мы сохраним тысячи жизней наших граждан!

Признаваянаши достижения, ООН в своем Докладе в 2009 году включила Казахстан в категориюстран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это - неоспоримоесвидетельство нашего возросшего благосостояния! За десятилетие обладателямижилья стали 350тысяч семей – это примерно 1,2 миллиона человек. Построенои отремонтировано 32 тысячикилометров дорог, это одна треть всехдорог Казахстана.
Следуя букве и духу Стратегии развития Казахстана до 2030 года, мы решиливсе задачи, намеченные на первое десятилетие XXI века.

2. Период кризиса - время принятия верных решений

Мировой финансово-экономический кризис повлиял на темпы роста экономики, но неостановил наше развитие. Накопленный экономический потенциал обеспечил намустойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет.
Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки.
Мы не оставили в беде малый и средний бизнес.
Добились небывалого роста «казахстанского содержания» в госзакупкахнациональных и транснациональных компаний.
Беспрецедентную помощь оказали агропромышленному комплексу.
Государство взяло на себя все расходы по завершению долевого строительства.
Благодаря успешной реализации программы «Дорожнаякарта-2009», в регионах страны реализовано 862 проекта по реконструкцииЖКХ, отремонтировано 737 километровэлектролиний, 1029 километровсетей водоснабжения, 284 километратеплотрасс, автодорог, сотни школ ибольниц, объекты культуры и спорта.
Такую важнейшую работу, дошедшую до каждого села, мы провели впервые.Нам народ благодарен - мы провели хорошую работу.
Все было сделано под моим контролем, оперативно, публично.
Мы не допустили рецессии, потому что знали, что нужно делать, и делали этобыстро.
Великий Неру когда-то сказал: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смелодействует». А мы действовали смело.
За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мыоказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами роста.
Валовые международные резервы и активы Национального фонда уже сегодняпревысили 50 миллиардов долларов, и возросли за последние десять летболее чем в 25раз.
Важно отметить, что в прошлом году мы потратили часть средств, а сегодня объемФонда больше чем в декабре прошлого года.
Благодаря Фонду мы не только провели антикризисные меры, но и возвратилигосударству важные активы, которые вынуждены были продать, когда нам былотяжело. Это - Экибастузская ГРЭС-1, разрез «Богатырь», нашу долю в Кашагане,Мангистаумунайгаз и все три НПЗ.
Уровень безработицы составил 6,3%, а это ниже, чем в докризисныевремена.
Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости, в стране былосоздано свыше 400 тысяч рабочих мест.
Мы выстояли. Теперь мы приступаем к выполнению Стратегии развития до2020 года.

3. Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству

Нампредстоит:
1.Подготовить экономику к посткризисному развитию;

2.Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализациии развития инфраструктуры;

3.Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособностичеловеческого капитала;

4.Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальнымиуслугами;

5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность,дальше развивать международные отношения.

3.1Диверсификация экономики - ключ к успеху

Устойчивоеи сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет
ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальнойэкономики.

Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.
В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в годпроизводит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этотпоказатель превышает 90 тысяч долларов.
Вывод очень простой - нам надо исправлять ситуацию – повышатьпроизводительность и внедрять инновации.
Оценка и финансовая поддержка по этим критериям работы всех уровней управленияи контроль будут главной задачей Правительства.
Только инновации дадут резкий рост производительности труда.
По моему поручению Правительство разработало Государственную программуфорсированного индустриально-инновационного развития и детальную Картуиндустриализации страны.
Эти два документа - подробный план действий того, что, где и как мы будемстроить в ближайшие пять лет.
Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5триллиона тенге, а

это - более 40% от ВВП страны, которые позволят намнапрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие тригода.
В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощныйгазохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, рядкрупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новыйблок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.
К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашувнутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.
Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят подособый контроль не только местной власти, но и общественности. Этаработа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшеедесятилетие.
Только так мы сможем войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Для НДП «Нур-Отан» выполнение Программы - 2020 должно стать главным стержнемработы. Никто не должен стоять в стороне, потому что только так мы обеспечимновый экономический подъем Казахстана.
Создается единый управленческий центр (штаб) во главе с Премьер-Министром поосуществлению Программы, и центры в областях во главе с акимами. Надо работатьтак, как мы работали в 2009 году по программе «Дорожная карта».
Министры, акимы ответственны за решение всех текущих вопросов. Они жемобилизуют все ресурсы.
Индустриальное развитие - это наш шанс в новом десятилетии, новыевозможности для развития страны.
Казахстан будет успешной индустриальной державой– я в это абсолютноверю.
Другим важным сегментом диверсификации является развитие агропромышленногокомплекса. Его развитие должно проходить по трем основным направлениям.
Во-первых, основной акцент должен быть сделан на рост производительноститруда.
Производительность труда в сельском хозяйстве у нас самая низкая исоставляет около 3-х тысяч долларов на одного занятого в год. В то времякак в развитых странах этот показатель составляет 50-70 тысяч долларов.
Вот где перспективы роста для села. Поэтому наша задача - уже к 2014 годукак минимум в два раза повысить производительность в агропромышленномкомплексе.
Решить эту непростую задачу в состоянии только аграрно-индустриальнаядиверсификация, то есть резкий рост переработки сельхоз сырья, новыеоборудования, новые технологии и подходы в сельском хозяйстве. Надоиспользовать мировой опыт, быстрее внедрять его в наше сельское хозяйство.

Во-вторых, обеспечение продовольственной безопасности страны.
К 2014 году более 80% внутреннего рынка продовольственных товаров должнысоставлять отечественные продукты питания. У нас есть возможности дляэтого.
В-третьих, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это рынкистран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.
Мы уже строим железнодорожные линии «Жетыген-Коргас» и «Узень - государственнаяграница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ нашей продукции нарынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай - ЗападнаяЕвропа», которую мы начнем строить – важная магистраль для товаров.
Отдельно хочу остановиться на секторах «экономики будущего». Ее основойдолжна стать результативная и эффективно функционирующая национальнаяинновационная система.
У нас уже есть наработки в этом направлении. Мы идем дальше. В рамках НовогоУниверситета в Астане будут созданы три новых научных центра.
Центр наук о жизни будет вести совместные с ведущими мировыми научнымицентрами разработки в области трансплантации органов, искусственного сердца илегких, стволовых клеток и медицины долголетия.
Центр энергетических исследований будет заниматься вопросамивозобновляемой энергетики, физики и техники высоких энергий.
Междисциплинарный инструментальный центр будет являться инжиниринговымцентром, лабораторной базой и конструкторским бюро.
Все три центра будут созданы уже в этом году.
Поручаю Правительству разработать межотраслевой план научно-технологическогоразвития страны до 2020 года с учетом приоритетов нашей индустрии в 2010 году.
Необходимо также ускорить разработку нового Закона «О науке».
Это - важно для нашего будущего развития.

3.2Грамотная торговая политика -поддержкаконкурентоспособности экономики


Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. СозданиеТаможенного союза с Россией и Беларусью, который вступил в силу с 1января 2010 года - это прорыв всех казахстанских интеграционных инициатив.
Следующим этапом интеграции трех стран станет формирование с 1 января 2012года Единого экономического пространства. Это более высокий уровеньинтеграции, когда будет обеспечено свободное передвижение капитала и рабочейсилы.
Поддерживая региональные экономические объединения в СНГ, Правительстводолжно активизировать процессы вступления во Всемирную торговую организацию наусловиях, отвечающих приоритетам экономического развития Казахстана.
Полагаю, что уже сейчас нашим предпринимателям важно правильно оценитьпоявление новых возможностей, всерьез заняться разработкой эффективныхстратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества.
Конечно, как говорится, «там, где нет конкуренции, спится лучше, но живетсяхуже». А казахстанцы намерены жить лучше, и непозволят мешать осуществлению своих планов.

3.3 Привлечение инвестиций

Очевидно,что для реализации наших планов по диверсификации одних лишь государственныхресурсов будут недостаточно. Ее основным источником должны стать прямыеиностранные инвестиции.
Одними из основных вопросов в ходе моих международных поездок были вопросыинвестиций в Казахстан. Многие государства видят смысл вкладыватьресурсы в нашу экономику.
Сегодня решены вопросы о привлечении инвестиций из Китая, Южной Кореи,Объединенных Арабских Эмиратов, а также французских, итальянских, российскихкомпаний в размере 20-ти миллиардов долларов.
Эти средства пойдут в несырьевой сектор, обеспечат ввод в действие десятковобъектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий.
Решены вопросы привлечения инвестиций на автомагистраль «Западный Китай –Западная Европа» в размере около 3-х миллиардов долларов и на газопроводс запада на юг страны – 2 миллиардов долларов.
Ивсе это - помимо инвестиций в сырьевой сектор, который составят более 10-тимиллиардов долларов. Как видите, проведена огромная работа по обеспечениюэтой Программы финансовыми и материальными ресурсами.
Мы должны создать в Казахстане наиболее привлекательные условия дляинвесторов готовых работать в нашем регионе.
С учетом приоритетов индустриального развития необходимы новые подходы кфункционированию специальных экономических зон и индустриальных парков. ПоручаюПравительству разработать новый законопроект о специальных экономических зонах.
Огромным потенциалом по привлечению частных инвестиций располагает механизмгосударственно-частного партнерства.
Мы запустили этот механизм в Казахстане, но он требует усовершенствования всоответствии с лучшей мировой практикой.
Поручаю Правительству в первом полугодии внести соответствующие изменения взаконодательство о концессиях. В целях внедрения принципа проектногофинансирования надо предусмотреть в нашем законодательстве возможностьсоздания специальных проектных организаций с особым юридическим статусом.


3.4. Предпринимательство - движущая сила новой экономики

Ядромдиверсификации будет предпринимательство.
Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себяриски, осваивать новые рынки, внедрять инновации.
Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики.
В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единойбюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах.
Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса - 2020».
Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счетразвития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого исреднего бизнеса.
Использование средств этой программы должно осуществляться по следующимнаправлениям:
- субсидирование процентной ставки по кредитам;
- частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
- сервисная поддержка ведения бизнеса;
- переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика исоциальные рабочие места.
«Дорожная карта бизнеса - 2020» открывает новые возможности, как дляпредпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевыхпроектов.
Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнегобюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные нарасчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаютсярегионам.
Акимы будут нести полную ответственностьза проекты МСБ финансируемые попрограмме.
Поручаю Правительству передать СПКместным исполнительным органам,которым предстоит на деле стать региональными корпорациями по развитию бизнеса.

3.5 Отечественные товары - индикатор успешностиреализации Плана 2020

Ключевым направлением индустриализации должна стать поддержканаших несырьевых экспортеров.
Казахстанская промышленность на экспортных рынках должна быть представленаширокой линейкой отечественных брэндов.
Поэтому задача Правительства - создание целостной системы поддержкиэкспортеров, которая предусматривает финансирование приобретения основныхсредств, сервисную поддержку экспорта, гранты экспортерам и экспортное торговоефинансирование.

3.6 Развитие регионов - развитие страны

Мы не сможем добиться форсированной диверсификации без реформы региональногоразвития. Поэтому нам необходимо начать формирование центровэкономического роста. На западе Казахстана необходимо развиватьнефтегазовый сектор, химическую промышленность, производство оборудования итранспортные мощности.
В центре, на севере, юге и востоке - горно-металлургический комплекс,атомную, химическую промышленность и аграрную индустрию.
Сектора на базе внутреннего спроса -развиватьрядом с традиционными индустриями, а также в городах Алматы и Астана,обладающих мощным кадровым потенциалом.
Несырьевые сектора с высоким экспортным потенциалом и АПК целесообразноразвивать в северных и южных регионах страны.
Сектора экономики будущего должны развиваться в Алматы и Астане.
Особое значение будет уделяться дальнейшему развитию нашей столицы Астаны –города с конкурентоспособной экономикой, привлекательного для граждан страны итуристов.
Новая региональная политика - важнейшая часть Стратегического плана 2020.
Поручаю Правительству совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматытщательно проработать вопросы инвестиционной политики в регионах.

3.7 Базовые условия реализации
Стратегического плана -2020

Дляподготовки экономики к глобальному восстановлению и повышению ееустойчивости к внешним вызовам предстоит решить триединую задачу:
во-первых, существенно улучшить бизнес-климат;
во-вторых, обеспечить стабильное функционирование финансовой системы;
в-третьих, продолжить формирование надежной правовой среды.
Поручаю Правительству сократить к 2011 году на 30% операционныеиздержки бизнеса, связанные с регистрацией и ведением бизнеса, а к 2015 году - ещена 30%.
К концу десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна бытьповышена до 40%.
К 2020 году Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятнымбизнес-климатом.
Важно обеспечить стабильность и устойчивую работу финансовой системы.
Необходимо заставить работать отечественный фондовый рынок, который к 2020 годудолжен стать региональным центром исламского банкинга в СНГ и ЦентральнойАзии и войтив десятку ведущих финансовых центров Азии.
Регулирование в отечественной финансовой системе должно адекватно отвечатьвызовам и угрозам посткризисного мира.
Финансовый регулятор должен обеспечивать снижение доли внешних обязательствбанковского сектора в совокупном размере его обязательств.
При этом подавляющая часть внешних заимствований должна быть нацелена насоздание эффективных и конкурентоспособных производств.
Необходимо отсечь банки от явно или скрыто аффилированных структур.
Жестко следить, чтобы банки занимались исключительно банковской деятельностью,и чтобы деятельность их была предельно прозрачной.
Мы помогли банкам сохраниться в кризисное время, теперь банки должны энергичнопомогать экономике в ее посткризисном восстановлении и развитии.
В условиях кризиса своего рода «подушкой безопасности» стал для насНациональный фонд. Теперь его задача - стать гарантом стабильности ипроцветания.
Правительству необходимо серьезно заняться наращиванием потенциаланесырьевых доходов бюджета.
К концу этого десятилетия ненефтяной дефицит бюджета должен составлять неболее 3% к ВВП. В дальнейшем его необходимо свести к нулю.
Начиная с текущего года, гарантированный трансферт в республиканский бюджетбудет зафиксирован в абсолютном размере - 8 миллиардов долларов.
Этот трансферт должен направляться, прежде всего, на цели осуществленияиндустриализации.
Никаких займов из Нацфонда, никаких других дополнительных трансфертов в бюджетне будет.
С учетом этих подходов, активы Нацфонда к 2020 году должны возрасти до 90миллиардов долларов, что составит не менее 30% к ВВП.
Поручаю Правительству в первом квартале текущего года внести мне на утверждениеновую концепцию формирования и использования Национального фонда.
В целом к 2020 году мы должны достичь следующих основных результатовускоренной диверсификации экономики.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составлять не менее13%.
Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться с27 до 45%.Производительность труда в обрабатывающей промышленности должнабыть повышена в 2 раза, в сельском хозяйстве – как минимум в 4 раза.
Энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее чем на 25%. Доля инновационноактивных предприятий должна возрасти с 4 до 20%. Уже к 2015году экспортный потенциал аграрной отрасли должен быть увеличен с 4 до 8%, а внутренние потребностистроительства на 80% должны обеспечиваться казахстанскими стройматериалами.
Вот конкретная задача, которая стоит перед Правительством, акимами всехуровней. Вот за что мы будем спрашивать. Поэтому надо поднять ответственностьруководителей всех компаний и предприятий. Это глобальный вопрос, вопросгосударственности, вопрос независимости.
За пять лет Правительство должно обеспечить удвоение производства и экспортаметаллургической продукции, утроение производства химической продукции. К2015 доходы бюджета за счет новых проектов, должны вырасти на 300-400миллиардов тенге, снижая зависимость от сырьевого сектора.

                                                            

4. Человек - главное богатство страны

Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, отзнаний, социального и физического самочувствия казахстанцев.


4.1.Образование


К 2020 году все дети, как в городской, так и сельской местности, будутохвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромныйпотенциал государственно-частного партнерства. Частные семейные детскиесады и мини-центры - это альтернатива государственным учреждениям.
Поручаю Правительству совместно с акимами разработать и уже в первомполугодии текущего года приступить к реализации специальной программы «Балапан»,направленной на повышение обеспечения детей дошкольным образованием ивоспитанием.
Правительство должно принять все необходимые меры для того, чтобы к 2020 году всреднем образовании успешно функционировала 12-летняя модельобучения.
Профессиональное и техническое образование должно быть основано напрофессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностямиэкономики.
Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международнымтребованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущихуниверситетов мира.
К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационнаясистема, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок,патентов и готовых технологий, внедряемых в стране.
Особый приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемымв Астане уникальным учебным заведениям - «Новый Международный Университет»,«Специальный Фонд» и «Интеллектуальные школы», которые уже успешно работают.
Я согласился, чтобы они носили мое имя.
Надо сделать все, чтобы они стали флагманами отечественной системыобразования, выступили главными площадками по разработке и апробациисовременных учебных программ с последующим внедрением их по всей республике.
Для полноценного функционирования этих учебных организаций поручаюПравительству в первом квартале текущего года разработать и внести в Парламентсоответствующий законопроект.


4.2. Здравоохранение

Здоровье народа - это неотъемлемая составляющая успеха Казахстанав достижении своих стратегических целей.
Сегодня мы готовим квнедрению систему финансирования и оплатымедицинских услуг, ориентированную на результаты. Создали все необходимыебазовые условия для эффективной системы лекарственного обеспечения.
50% лекарств будут производиться в нашей стране.
Необходимо ускорить внесение поправок в законодательные акты республикипо вопросам деятельности государственных предприятий в сфере образования издравоохранения.
Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека засвое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике всфере здравоохранения, и повседневной жизни населения.
Спортивная инфраструктура, которую мы готовим к Азиатским играм 2011 года, создастнеобходимые предпосылки для развития массового физкультурного спортивногодвижения, заставив регионы не отставать от Астаны и Алматы.
Министерству туризма и спорта совместно с акимами необходимо определитьсовместные мероприятия для развития массового спорта в стране и воплотить их вреальные дела.
До 30% казахстанцев должны быть вовлечены в массовый спорт.
Только в этом случае мы увидим прогресс.
Это и задача всего Правительства.
Комплекс государственных мер по строительству и оборудованию объектовздравоохранения, подготовке кадров, здорового образа жизни должны к 2020 году вдвоеснизить материнскую и младенческую смертность, на 30% уменьшить общуюсмертность, сократить заболеваемость туберкулезом на 20%.
При этом ожидаемая продолжительность жизни увеличится до 72 лет. Заэтими сухими цифрами стоят тысячи спасенных жизней наших граждан. Этоважнейшая цель. И мы должны обязательно её достигнуть!

4.3.Улучшение качества жизни и социальная защита

Важнейшая задача предстоящего десятилетия - улучшение качестваи уровня жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильностии защищенности. И государством будут созданы все необходимые условия дляувеличения численности населения страны к 2020 году на 10%.
Главным нашим приоритетом в государственной социальной политике являетсяобеспечение занятости населения.
Поэтому я ставлю задачу, чтобы к 2020 году уровень безработицы не превышал5%, адоля населения с доходами ниже прожиточного минимума - неболее 8%.
Социальные услуги должны предоставляться только нуждающимся гражданамисоответствовать современным стандартам и уровню жизни в Казахстане.
К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты должен быть повышен до уровня60% от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальныхпособий - увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году.
Мы последовательны в своих действиях. В прошлом году на 25% повышены размерыпенсий, стипендий, заработных плат работников бюджетной сферы. Социальныепособия в среднем увеличены на 9%.
В Республиканском бюджете на текущий год также предусмотрено двадцатипятипроцентноеповышение пенсий с 1 января, а стипендий и заработной платыбюджетникам - с 1 июля.
Считаю, что положительная динамика роста экономики в прошлом году позволяетосуществить 25%-ное повышение стипендий и зарплаты бюджетникам на тримесяца раньше - с апреля 2010 года. Поручаю Правительству принятьнеобходимые меры для этого.

4.4. Забота о ветеранах

В текущем году мы отмечаем 65-ую годовщину Победы в ВеликойОтечественной войне. Это важная дата нашей общей истории.
Каждому участнику и инвалиду войны будет выплачена из бюджета единовременнаяпомощь в размере 65 тысяч тенге.
Без материальной поддержки не останутся также лица, приравненные к участникам иинвалидам войны, родители, супруги военнослужащих, погибших во время Великойотечественной войны, супруги умерших инвалидов войны и приравненных к ниминвалидов, труженики тыла военных лет.
Кроме того, в связи с широким празднованием 65-летия Победы на оплату льготногопроезда участникам и инвалидам войны предусмотрено 383 миллиона тенге.
Это дань уважения нашим отцам и дедам за их самоотверженную борьбу и победу, зато, что они обеспечили нам мирную жизнь.

4.5. Политика в области жилищно-коммунального сектора

Урокикризиса требуют совершенствования политики развития жилищного строительства.Считаю, что огромный потенциал для этого имеет система жилищных строительныхсбережений. Необходимо использовать принцип равноправного партнерстваграждан, Жилстройсбербанка, государства и строительных компаний.
Что это означает?
Граждане накапливают часть стоимости жилья в Жилстройсбербанке и имеютвозможность получить недорогой ипотечный кредит.
Жилстройсбербанк формирует пул предпочтений граждан по жилью, осуществляетпоиск строительныхинвесторов и банков второго уровня, готовых финансировать строительство жилья, вконечном итоге выступая заказчиком.
Государство в лице местных исполнительных органов обеспечивает выделениеземельных участков и подведение инженерных коммуникаций.
Таким образом, граждане смогут полноправно участвовать при строительстве своегожилья. Будет обеспечен и платежеспособный спрос, и контролируемоестроительство. Поручаю Правительству в 2010 году продолжить начатую по плану«Дорожная карта 2009» реконструкцию объектов жилищно-коммунального сектора,а к 2011 году разработать план масштабной модернизациижилищно-коммунального хозяйства до 2020 года.
Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должнасопровождаться снижением удельных эксплуатационных затрат и внедрением ресурсосберегающихтехнологий.
Продолжить работу по обеспечению водопроводной водой в сельскойместности. Вмалыхгородах 100% населения должны иметьдоступ к качественной воде.

5. Внутриполитическая стабильность –надежныйфундамент реализации Стратегического плана 2020

Вовнутриполитической сфере и национальной безопасности основными целями до 2020года остаются сохранение согласия и стабильности в обществе, укреплениебезопасности страны.
В новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепивуспех своих экономических планов последовательной политическоймодернизацией. И важную роль здесь будет играть правовая реформа.
Нам предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы.Сегодня, к сожалению, нам всем видны ее проблемы, возникшие из-занеэффективного управления, конфликта функций правоохранительных органов,отсутствия надлежащей кадровой работы, а также отсутствия прозрачности и контроля за деятельностью правоохранительной системы страны.
Этот сектор сохранил многие изъяны прошлой системы. У нас в системе наказанияштрафы составляют менее 5%, исправительные работы - 0,4%, общественные работы –0%.
Основным же видом наказания остается лишение свободы. Никтоне занимается реабилитацией освободившихся из мест заключения.
В результате они пополняют число преступников.
Я бы выделил несколько общих направлений реформы.
Прежде всего, необходимо оптимизировать правоохранительную систему,выстроить четкую компетенцию каждого государственного органа.
Необходимо гуманизировать наши законы, повысить их качество.
В деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты свнутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства.
Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль,поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности и оценкидеятельности каждого правоохранительного органа.
Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качествоработы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц ииностранных инвесторов.
Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительнаясистема, соответствующая высоким международным стандартамправоохранительной службы в демократическом государстве. По моему поручению,проект соответствующего документа подготовлен.
Поэтому поручаю Администрации Президента, Правительству, Верховному Суду,правоохранительным органам приступить к этой комплексной и системной работепо совершенствованию правового пространства незамедлительно.
Поручаю также уже в этом году внести в Парламент законопроект пореформированию правоохранительной системы.


Құрметті қазақстандықтар!


Елімізде азаматтық қоғам институттарын одан әрі қолдауға бағытталған саясижаңғыртужалғаса береді.
Бүгінде біздің ынтымақтастығымыз ортақтабысымыздың міндетті шарты бола түсуде. Осы онжылдықтаалдымызда бірлесіп атқаратын ауқымдыістер тұр.
Мен Үкіметке Қазақстанның 2020 жылғадейінгі әлеуметтік-экономикалық және саяси дамуыныңнегізгі ережелерін түсіндіру мақсатында бұқаралықақпарат құралдары мен үкіметтік емесұйымдарға қолдау көрсетуге 1 миллиард теңгебөлудітапсырамын. Бұл мемлекеттік тапсырыс аясында жүзеге асырылуытиіс.
Өткен жылы мен осы мінберден еліміздің барлық саясикүштеріне дағдарыстың қиын кезеңінде елімізгежәне қоғамға қолдау көрсету үшінпартияаралық диалогты орнықтыруды және бірігудіұсынған едім.
Менің бастамам қолдау тауып, 7 саяси партия экономикалықдағдарыс жағдайында әлеуметтікжәне саяси тұрақтылықты қамтамасыз ету туралыМеморандумды бірлесе әзірлеп, оған қол қойды.Бұған үлкен ризашылығымды білдіремін.
Бұл – мәні зор елеулі оқиға. Біз осы кезеңдегісаяси риториканың байыпты, ал сынның көпжағдайда сындарлы екенін көріп отырмыз.
Бұл біз өмір сүріп, балаларымызөсіп келе жатқан елімізде бейбітшілікті, тыныштық пенкелісімді сақтаудың жалпыұлттыққұндылыққа айналғанын білдіреді.
Енді партияаралық диалогтан нақты іс-қимылғакөшетін кез келді. Өйткені, түптеп келгенде, кез-келгенпартия болсын, қоғамдық ұйым болсын баршақазақстандықтардың мүддесі үшін жұмысістейді емес пе? Сондықтан мен барлық саяси партиялар менқоғамдық бірлестіктерге елдің дамуы менұлттық бірліктің тиімді жолдарын іздестіруге септесетінөзара іс-қимылдың жаңаүлгісін әзірлеуді ұсынамын.
Бұл іс жүзінде барлық саяси күштерді Отан игілігі үшін жұмысқа жұмылдыратынболады. «Нұр Отан» партиясы бұл істебіріктіруші рөл атқаруы тиіс.
Болашаққа белгіленген орасан зор міндеттерді ұйыстырушы ұлттықстратегиясыз орындау мүмкін емес.
Егер біз табысқа жеткіміз келсе, онда мына төрт қағидаттыбасшылыққа алуға міндеттіміз:
Біріншіден, біздің ең бастықұндылығымыз – ол Отанымыз, ТәуелсізҚазақстан!
Екіншіден,мемлекет және оның әрбір азаматы қай жерде де қоғамныңтұрақтылығы мен елдің әл-ауқатына керіәсерін тигізуі мүмкін кез келген қадамға бармауы тиіс.
Үшіншіден,экономикалық өрлеу –әрқайсымызға қатысты бүкілхалықтықіс. Бұл – қоғамның әлеуметтікмәселелерін шешудің және баршамызды табысқабастаудың кілті.
Төртіншіден,өңірлікжәне әлемдік нарықпен интеграциялану – дамудың асамаңызды шарты.

Уважаемые казахстанцы!

Выполнитьнамеченные грандиозные задачи будущего без объединяющей национальнойстратегии невозможно.
Если мы хотим добиться успеха, то каждый из нас должен исходить из следующихпринципов:
Первый - наша Родина, Независимый Казахстан - прежде всего!
Второй - государство и каждый гражданин отказывается об любых шагов, каквнутри страны, так и за ее пределами, способных негативно отразиться настабильности в обществе и на благосостоянии казахстанцев.
Третий - экономический подъем - дело каждого.Это - ключ крешению приоритетных социальных проблем, к благополучию всего общества икаждого казахстанца.
Четвертый - интеграция в региональный и мировой рынок- важнейшееусловие развития.


6. Внешняя политика

Внешнеполитический курс Казахстана будет основываться на Концепции внешнейполитики.
Будет проводиться активная, прагматичная и сбалансированная внешняя политика,направленная на обеспечение национальных интересов, повышение международногоавторитета страны и укрепление национальной, региональной и глобальнойбезопасности.
Казахстан намерен участвовать в процессах принятия глобальных решений приформировании новой архитектуры международных отношений и контуров мировойторгово-финансовой системы.
Казахстан будет активно способствовать налаживанию стратегического диалогамежду всеми существующими системами коллективной безопасности.
Казахстан в полной мере осознает свою роль ответственного участникарегиональных и общемировых экономических процессов ибезупречно выполняет ее на протяжении всех лет своей независимости.
Поэтому лидеры ведущих стран мира и главы авторитетныхмеждународных организаций - от экономических до гуманитарных - считают себядрузьями Казахстана.
Мы должны этим гордиться.
Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране статьпредседателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Это - большая честь для нас.
Это - высочайшая ответственность председательствовать в ОБСЕ в сложнейшийпериод современной истории человечества.
ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников - а это 56 государств,расположенных на трех континентах, с богатейшим опытом взаимодействиягосударств является одним из ключевых механизмов международной безопасности исотрудничества.
Мы уже обозначили свое видение председательствования в ОБСЕ.
Поэтому не буду говорить подробно.
Казахстанское председательство в самой влиятельной организации по безопасностибудет проходить под девизом: «Доверие. Традиции. Транспарентность.Толерантность».
Мы будем совместно искать пути разрешения многих актуальных вопросов, будемвырабатывать совместные механизмы для предотвращения возможных кризисныхситуаций.
Мы намерены расширить и укрепить консенсусное поле по основополагающимвопросам безопасности, а также по вопросам развития самой Организации.
Мы будем делать все для того, чтобы ОБСЕ была структурой, признающеймногообразие мира XXI века.
Многие государства-члены ОБСЕ поддержали планы Казахстана, а также моепредложение о проведении Саммита ОБСЕ в Астане в этом году.
Я предложил обсудить на Саммите актуальные проблемы безопасности в зонеответственности ОБСЕ, ситуацию в Афганистане и вопросы толерантности.
Наше председательство в ОБСЕ будет направлено на развитие безопасности ипроцветание народов всего мира.


Уважаемые казахстанцы!
Уважаемые депутаты Парламента!

Каквидите, мы готовы к новому этапу развития нашей страны. Такой сложной иогромной по масштабам задачи мы еще не решали.
Мы тщательно проанализировали и просчитали все свои возможности надесятилетие вперед.
Программа развития до 2020 года будет вам роздана и опубликована в печати. Мыпрактически по месяцам знаем, что, где и как будет сделано и построено. Исамое главное, как было сказано выше, все наши действия обеспеченынеобходимыми финансовыми ресурсами.
Мы знаем какие трудности нас ждут. Мировой кризис ещене закончился, но его острая фаза прошла. Как и в прошлом году, я предупреждаю,что форс-мажорные обстоятельство могут внести какие-то изменения в наши планы,но наша генеральная линия будет продолжаться.
В этом суть и важность нашей программы.
Каждый получит доступ к качественным медицинским услугам.
Качественное образование от детского сада до университета будет доступным повсей стране каждой семье.
В стране существенно улучшится качество жилищно-коммунальных услуг.
Пенсионеры, инвалиды и малообеспеченные семьи будут надежно защищены.
Молодежь - основа нашего будущего, получит новые возможности строить своебудущее.
Это новые возможности, которые открываются перед каждым из вас, перед вашейсемьей, перед нашей страной.
Сплотившись во имя достижения наших стратегических целей, определенныхСтратегией развития до 2030 года, мы с успехом выполняем свою миссию -строим независимый, процветающий, политически стабильный Казахстан.
Мы возлагаем большие надежды на членов партии «Нур-Отан», которым надомобилизовать все общество, всех членов партии на разъяснение и реализацию задачпредстоящего десятилетия, фактически возглавить эту работы и сделать ее своейпрограммой.


Дорогие мои соотечественники!

Завершая свое обращение к вам, хочу сказать: мывместе смогли сделать Казахстан преуспевающим и вместе мы сможем сделатьего процветающим.

Қымбаттыменің отандастарым!


Халқымызда «Ынтымақты елде бақ тұрар» деген данасөз бар.
Біз қазығы берік, мемлекеттігі бекем, төртқұбыласы сай қазақ елінің айбынын асырып,атағын әлемге әйгіледік.
Біз толайым табыстарға қол жеткізіп, биікбелестерді бағындырдық, алайда алар асуымыз әлі де алда.
Біз сияқты халқының саны аз, экономикасы даму үстіндегі елге технология ауадай қажет. Сондағана әлемнің алып мемлекеттері ментөңірегіміздегі елдер бізбен санасады.
Бұл бағдарламаның түпкі мақсаты –еліміздің тәуелсіздігін баянды ету,қазақтың ұлт болып өркендеуіне жол ашу,оның тілі мен мәдениетінің кең құлашжаюына мүмкіндік туғызу.
Келер ұрпақтың жүзін жарқын ететін бұл мақсатқа біз асқан табандылықпен елбірлігін сақтай отырып қана қол жеткізе аламыз.
Мен осы күндері Қазақстанның бүкілаумақтарынан мыңдаған хаттар мен жеделхаттар аламын.Әсіресе, Қазақстанның Еуропадағы қауіпсіздікжәне ынтымақтастық ұйымына төраға болуынажәне атқарып жатқан жұмысымабайланысты көптеген хаттар келуде. Халықтыңкөңіл-күйін сіздер түсіну үшін соныңбіреуін оқып берейін:
«Құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы,қазақ бүгін Еуропаның төрінешықты. Бұл – бүкіл қазақ халқыныңқуанышы мен мақтанышы. 85 мыңнан астам халқы баршекараның шебінде, елдің ең шетінде жатқан бізүшін қауіпсіздік пенынтымақтастықтың маңызы ерекше. Бұл –халықтың ең басты мақсаты мен мұраты.Қазақ қашан қартЕуропаның төріне шықпақ түгілі, есігіненбұрын-соңды сығалап көріп еді? Өзіңізге,қазағымызға осы биік мәртебеде абырой берсін.
Бұл жақта еліміз – аман, жұртымыз – тыныш, ең бастысы,балаларымыздың ұйқысы бұзылған жоқ.Аузымызда – тәубамыз, қолымызда қауғамыз,халқымыздың ынтымақ-бірлігіқалыптасты. Берекеміз кіріп, ел тірлігікүннен-күнге ілгері басуда. Даламыз – дәнге, өрісіміз – малға, үй-ішіміз – жанға толды.Барлық ісіңізге Алла жар болсын». Райымбек ауданыныңқұрметті азаматы Совет Оразаев.
Еліміздің оңтүстігі менсолтүстігінен, батысы мен шығысынан келіп жатқан осындаймыңдаған қолдау хаттар біздің халқымыздыңкеңдігі мен шыдамдылығын, сауаттылығы мен молтүсінігін, дүниеде болып жатқан оқиғаларды, ішкіжәне сыртқы жағдайды қарап, дұрысаңғарып отырғандығын білдіреді.
Сондықтан дәл осындай санамен, біліммен жәнетабандылықпен осы бағдарламаны орындауға қолжеткізуіміз керек. Ол жалғыз Президенттің немесе Парламет пенҮкіметтің ғана шаруасы емес.
Біз болашағымыздың жарқын болғанын көргімізкеледі. Олай болса, осы іске жеңді түріп кірісуімізкерек.
Ендеше, құрметті ағайын, ынтымағы жарасқанеліміздің бағын асыратын, мерейін тасытатын үлкен істебаршаңызға сәттілік тілеймін.
Рахмет.

Изменён 29 января, 2010 - 00:00
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий