check
A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Аргандыков Д.Р. Новый социальный поворот. "Казахстанская правда", 17.06.2011 г.

Анонс: 

Аргандыков Д.Р. Новый социальный поворот. "Казахстанская правда", 17.06.2011 г.

Газета «Казахстанская правда», 17.06.2011 г.

Три вектора устойчивого прогресса

Программа занятости 2020 даст казахстанцам реальную возможность повысить свои доходы и качество жизни

В текущем году Правительством по поручению Главы государства принята Программа занятости 2020, главной целью которой определено повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Прежде всего, она направлена на самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных казахстанцев. Но среди задач программы также обозначено развитие кадрового потенциала для реализации форсированной индустриализации, и совершенствование системы оказания адресной социальной помощи. В первую очередь предусматривается обучение и трудоустройство, содействие в открытии или расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким. Почему же поставлены такие цели, что даст нашей стране реализация поставленных задач, и какие меры и механизмы для этого будут применяться?

На рынке труда сегодня мы наблюдаем позитивные изменения, по итогам 2010 года удалось добиться снижения уровня безработицы до 5,8 %, что является достаточно приемлемым показателем даже по сравнению со странами ЕС, где средний уровень безработицы в 2009 году составил 9,0 %. Однако проблемой остается несбалансированность рынка труда.

С одной стороны создаются новые высокопроизводительные рабочие места, в том числе  в рамках индустриализации страны, с другой несмотря на значительную долю самостоятельно занятого и безработного населения мы испытываем определённый  дефицит в трудовых ресурсах.

Самостоятельная занятость является широко распространенным явлением в Казахстане, но  она налагает существенные затраты, выражающиеся в более низкой производительности, недополучении налоговых поступлений и неполном охвате социальной защиты.

Сегодня в стране 2,7 млн. занятого населения относятся к самостоятельно занятым. В городах это люди, которые оказывают услуги в сфере транспорта, строительства, ремонта, уборки помещений, по уходу за детьми, занимаются репетиторством,  предпринимательством и торговлей. На селе самозанятые, в основном разводят скот, занимаются ведением домашнего хозяйства, овощеводством, растениеводством, пошивом и изготовлением изделий, а также мелким предпринимательством.

Самозанятые лица, которые составляют более 33% занятого населения, производят лишь около 10% от валовой добавленной стоимости в республике. Производительность у самозанятых практически в 6 раз ниже, чем у наемных работников.

Пенсионное обеспечение и социальное страхование по действующему законодательству затрагивает только самозанятых лиц, работающих в правовом поле. Это лица, зарегистрированные в качестве адвокатов, частных нотариусов, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим. И в этой связи, важным является вопрос создания условий для вывода их в легальную рыночную среду.

Наши возможности усиливает накопленный в ходе реализации «дорожной карты» опыт управления рисками, возникающими на рынке труда. Новая Программа занятости, начало реализации которой намечено на 1 июля 2011 года призвана решить обозначенные проблемы и способствовать улучшению жизни казахстанцев. Новеллой документа является введение социального контракта между участником программы и государством, представляющий собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство.

В целях обеспечения трудоустройства участников программы будет создана и функционировать общенациональная база данных текущих вакансий и перспективных рабочих мест, с учетом реализации всех инвестиционных проектов в стране.

Программой предусмотрено  три направления.

Первое – профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством. Оно будет базироваться на получении знаний в учреждениях технического и профессионального образования. Помимо этого будут предложены как курсы переподготовки кадров (до шести месяцев), так и курсы повышения квалификации (до трех месяцев). Обучающимся государство предложит меры поддержки в виде бесплатного обучения, компенсации расходов за проезд до места обучения и обратно (разово), оплаты проживания и выплаты ежемесячной стипендии. Наряду с постоянным трудоустройством после обучения, будет широко применена программа создания на предприятиях социальных рабочих мест сроком до двенадцати месяцев, с субсидированием заработной платы государством.

Также предприятиям и организациям, готовым обучить и трудоустроить участников программы возместят до 70% затрат на подготовку кадров.

Второе –  содействие в организации и расширении собственного дела и, прежде всего на селе. Учитывая, что большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных проживает в сельской местности, и, принимая во внимание, что не везде возможно создание постоянных наемных рабочих мест, программа предусматривает меры содействия развития предпринимательства на селе. Это направление программы для тех, кто желает организовать или расширить свое дело. Основным механизмом станет микрокредитование.

Предусматривается выдача микрокредитов на срок до пяти лет в сумме до трех миллионов тенге. Возможна отсрочка по уплате процентов по основному долгу сроком до 18 месяцев. При этом микрокредиты не предоставляются на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.

В микрокредитовании будут задействованы наряду с микрокредитными организациями и кредитные товарищества, создаваемыми потенциальными участниками программы. Кредитные ресурсы микрофинансовым организациям будут предоставляться по ставкам в пределах средней доходности государственных ценных бумаг на момент выдачи кредита. Государство в лице местных исполнительных органов станет регулировать максимальную эффективную ставку для конечного заемщика.

Желающим принять участие в этом направлении программы окажут бесплатную консультативная помощь, помощь в составление бизнес-плана, и бесплатно обучат основам предпринимательства. Дополнительно будут распространяться материалы, направленные на повышение информированности населения в решении текущих проблем, в выборе профессии, в ведении бизнеса, в том числе домашнего.

Помимо этого, если для организации своего дела предпринимателю будет необходимо доведение недостающей инфраструктуры, то есть строительство дороги, подведение тепло- и водоснабжения, канализационных, телефонных и электрических сетей,– все эти расходы государство по программе готово взять на себя.

Третье - в случае, когда перспектив для трудоустройства или развития бизнеса по месту проживания нет, имеется возможность переехать в более развитый регион. Предусмотрены меры повышения мобильности лиц, относящихся к самозанятому, безработному и работоспособному малообеспеченному населению за счет содействия добровольному переезду граждан из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста. При этом в программе заложено субсидирование переезда и предоставление типового жилья в аренду. Его строительством и распределением будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать это также за счет покупки готового жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих объектов. После переезда участники программы смогут участвовать в других ее направлениях по новому месту проживания.

Управление реализации программы будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут республиканская Межведомственная комиссия под председательством Премьер-Министра, оператор программы – Министерство труда и социальной защиты населения, региональные и районные (городские) комиссии по реализации программы на местном уровне, центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.

Программа предусматривает и институциональное совершенствование органов занятости. Во всех регионах на уровне районов и городов будут дополнительно созданы Центры занятости населения.

Таким образом к 2016 году планируется охватить различными мерами господдержки в рамках программы до полутора миллиона человек из числа безработных, самозанятых и малообеспеченных граждан, снизить уровень бедности с 8,2% до 6%, а уровень безработицы не будет превышать 5,5%.

В результате у безработных, самозанятых и малообеспеченных граждан появляется возможность и шанс получить работу вместо пополнения отряда безработных, научиться основам предпринимательства и  организовать или расширить собственное дело путем получения микрокредитов и подведения недостающей инфраструктуры. Самозанятые, малообеспеченные и безработные могут  бесплатно освоить новую профессию, повысить свою квалификацию, пройти профподготовку и переподготовку с выплатой стипендии и предоставлением субсидий (на проезд, проживание). Граждане, которые в силу отсутствия возможности трудоустроиться или заняться собственным делом по месту жительства, обретают возможность при переезде на новое место жительства обучиться новой профессии, получить работу или заняться предпринимательством. Люди получают реальную возможность повысить свои доходы и качество жизни. Для участников программы в будущем снижаются риски в следствии наступления старости, потери работы или ухудшения здоровья, за счет вовлечения в общую систему социального и пенсионного обеспечения и страхования.

Разделы:
Изменён 20 июня, 2011 - 17:31
Голосуй за лучшего работника системы соцзащиты
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Голосование за лучший социальный проект
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий