A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

«РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

Анонс: 

 Дуйсенова Т.К.  «Разработка профессиональных стандартов - веление времени», «Казахстанская правда

», 17.10.2013г.

Среди поручений Главы государства по созданию Общества всеобщего труда особое внимание уделяется расширению доступности достойной занятости и удовлетворению потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах. Для того, чтобы решить эту задачу и обеспечить подготовку специалистов  в соответствии с требованиями современного рынка труда, значительные изменения предстоит внести в национальную систему квалификаций.О том, что такое национальная система квалификаций, профессиональные стандарты и что предстоит сделать для их внедрения, мы попросили рассказать Министра труда и социальной защиты населения Т.К. Дуйсенову.            

    1.           Тамара Касымовна, расскажите что есть такое национальная система квалификаций?

Определенная нами тема разговора, бесспорно, актуальна. В последние годы в стране произошли кардинальные перемены. Экономический прогресс и переход к   индустриально-инновационной стадии сопровождается изменением структуры экономики, появлением новых видов производства и значительным увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу.

Однако, далеко не всегда он может быть удовлетворен.  Растущие требования к уровню подготовки и практическим навыкам со стороны работодателей зачастую не совпадают с профессиональными компетенциями специалистов, нуждающихся в трудоустройстве. В этой связи незаполненные вакансии сохраняются, несмотря на наличие в стране безработицы.

Для того, чтобы преодолеть этот разрыв,  надо с непосредственным участием работодателей внести существенные изменения, а точнее сказать, создать новую систему квалификаций и разработать профессиональные стандарты, соответствующие современным требованиям производства и направленные  на повышение качества подготовки специалистов.  

  С учетом данной потребности и накопленного в этом отношении международного опыта, в 2012 году в Трудовой Кодекс РК ведена новая глава (10-1) «Национальная система квалификаций». В соответствии с ней «национальная система квалификаций (НСК) – это  механизм регулирования сбалансированности рынка труда и  соответствия  квалификации специалистов  спросу работодателей.

По структуре  она включает в себя:

      - национальную рамку квалификаций;

      -  отраслевые рамки квалификаций;

      - профессиональные стандарты;

      - оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста.

В  создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов.

 

2.  В таком случае, не могли бы Вы подробнее охарактеризовать сущность профессиональных стандартов и необходимость их разработки?

Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда»  отмечал, что  они должны стать «дорожной картой» для каждой профессии.

Основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям; сближение сферы труда и сферы подготовки кадров.

Такой подход закреплен и в Трудовом Кодексе РК (ст. 138-1).

Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта  информация позволяет определить  основное содержание профессионального стандарта.

По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли.  Предприятия и организации могут использовать его для создания своих внутренних (корпоративных) стандартов, найма или аттестации работников.

Объективная необходимость разработки и внедрения профессиональных стандартов в Казахстане так же, как и в других странах, вызвана постоянными технологическими изменениями, растущим значением человеческого фактора в повышении производительности труда и конкурентоспособности производства. Профессиональные стандарты необходимы для повышения качества подготовки специалистов  и удовлетворения потребностей современного производства в специалистах нужного профиля и нужного уровня подготовки.

 

3.       Если я правильно пониманию, профессиональные стандарты должны быть связаны с образованием, учебными программами и планами?

Безусловно, между профессиональными и образовательными стандартами не может быть разрыва. Система образования должна перестраиваться  с учетом новых требований к работнику. В профессиональных стандартах отражены те умения и знания, которыми должны владеть специалисты той или иной профессии. Поэтому они должны стать основой для разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня  требуется  формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда.

Более того, и на это я хочу обратить особое внимание, одной из обязательных составляющих национальной квалификационной системы становится  система сертификации – т.е. оценки и признания квалификации и профессиональной подготовленности  после получения диплома об образовании специальными аккредитованными организациями (ст. 138-6 Трудового Кодекса РК).

     Система оценки и признания квалификации должна выявить, насколько выпускник образовательного учреждения, его знания и умения соответствуют  практическим потребностям работодателя.  Это увеличит шансы  трудоустройства, ускорит адаптацию специалистов на рабочем месте и сократит  затраты на их «доводку».

          В таком случае выстраивается следующая логическая цепочка:

- мониторинг и анализ ситуации на рынке труда;

  - разработка на основе спроса работодателей и с их непосредственным участием профессиональных стандартов;

           - разработка системы оценки профессиональных компетенций (уровня профессиональной подготовленности);

          - обновление стандартов профессионального обучения;

         - профессиональная подготовка на основе новых образовательных стандартов;

         - независимая сертификация и  трудоустройство.

4.  Заинтересованность государства и связанные с этим ожидания позитивных общественных изменений очевидны.  Другой вопрос: нужны  ли профессиональные стандарты работодателям? Какую пользу они могут принести работникам и гражданам непосредственно?

           Интересный и правильный вопрос. Успех любого начинания в социальной модернизации должен опираться на «…механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений»,  сочетание защищенности  работников с заинтересованностью работодателей в эффективном производстве.

         В этом отношении разработка и внедрение профессиональных стандартов – идеальная площадка для социального диалога и формирования  общей заинтересованности.

         Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов может быть использовано работодателями для:

      -  конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций и отрасли;

     - развития управления персоналом (отбор и подбор  персонала, разработка должностных инструкций, тарификация  должностей, установление систем оплаты труда, проведение оценки и аттестации персонала, разработки  систем  мотивации  и  стимулирования персонала и др ); 

        В конечном итоге это позволит повысить эффективность производства и, соответственно, увеличить прибыль за счет  вовлечения и использовании в производстве хорошо подготовленных специалистов.

Для гражданина профессиональные стандарты  послужат ориентиром в  выборе профессии, сферы деятельности и  планировании карьеры. Будет понятно, какие функции, какой сложности соответствуют определенной профессии, как работнику двигаться, чтобы обеспечить свой профессиональный рост, каких знаний и навыков ему для этого не достает.

Стандарты профессиональной деятельности позволяют установить объективные критерии оценки результатов  труда работников, в зависимости от которых будет устанавливаться заработная плата.

5.  Тамара Касымовна, скажите, применяется ли стандартизация профессиональной деятельности в других странах?

           За последние двадцать лет в связи со значительными технологическими сдвигами, и ростом  спроса на квалифицированную рабочую силу профессиональной подготовке за рубежом  стало уделяться особое внимание.

           Более чем в 100 странах мира  (Великобритании, Германии, США, Канаде, Японии, Австралии, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках и др. странах) идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов. Анализ опыта экономически развитых стран свидетельствует о все более тщательной систематизации многообразных профессиональных характеристик и требований, их постоянном  обновление в соответствии с потребностями рынка труда.

Большое внимание уделяется этому в Российской Федерации. В период с 2010 года создано необходимое правовое поле, подготовлено методическое обеспечение и начата непосредственная разработка профессиональных стандартов. В одном из интервью наших коллег  отмечалось, что уже разработано  69 стандартов. Всего планируется разработать 800 стандартов и  проделать эту работу  в течение двух лет.

           Международный опыт, безусловно, принимается во внимание и, по возможности, адаптируется в наших условиях. Не вдаваясь в подробности, хочу отметить целесообразность использования

           - нового понимания  «квалификации»  в западной модели.  Прежде она сводилась к степени и  виду профессиональной обученности работника, наличию у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.  Сегодня квалификация все чаще ассоциируется с компетенциями, которые имеются у человека и которые он может эффективно использовать в трудовой деятельности;

- установления прочной связи производства с  профессиональным обучением;

- вовлечения всех заинтересованных сторон к работе по формированию и использованию профессиональных стандартов, с  рациональным распределением полномочий между ними; повышения роли работодателей в данном процессе.

- алгоритма разработки, формата и использования профессиональных стандартов;

- институциональных преобразований.

6.    Как Вы отметили,  одной из новаций в зарубежном опыте является переход к моделированию профессиональных стандартов  на основе компетенций. Не могли бы Вы подробнее охарактеризовать этот подход.

   Профессиональная компетенция - довольно емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.

   Модель квалификаций на основе компетентности ранее других была разработана в 80-ых годах в Великобритании. В соответствии с ней  в единой системе производственных квалификаций основной акцент делается на способности применять знания, понимание и навыки в соответствии с требуемыми стандартами. Это включает: решение проблем и соответствие изменяющимся требованиям рынка труда.

   В настоящее время обучение, основанное на компетенциях, получило широкое распространение в странах Евросоюза.

7.  Вернемся к нашей действительности. Какой порядок разработки профессиональных стандартов определен законодательством РК? Как практически идет эта работа?

         В соответствии с Трудовым Кодексом РК (Ст. 138-5) профессиональные стандарты  разрабатываются «уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников» на основании методических рекомендации и Правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты РК и согласованных «с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников».

         Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с МТСЗН РК.

           Для практической стандартизации профессиональной деятельности

         -   Правительством   Республики  Казахстан утвержден  План поэтапной разработки  национальной  системы  квалификаций» (ППРК от 18.06.2013г № 616), на разработку профессиональных стандартов в 2013 году выделены соответствующие средства. 

         -  уполномоченными государственными органами из числа предварительно подготовленных специалистов - работников профильных предприятий создаются Отраслевые советы и работают экспертные рабочие группы; 

         - Министерством труда и социальной защиты населения РК подготовлена и утверждена  методика разработки и оформления профессиональных стандартов  и его макет; правила   разработки, пересмотра, апробации и  применения профессиональных стандартов; специальная инструкция «Пять шагов по разработке профессиональных стандартов». Для оказания методической и консультативной  помощи государственным органам в Министерстве создана   рабочая группа по формированию перечня востребованных специальностей и разработке профессиональных стандартов, в состав которой входят эксперты, рекомендованные АО «Самрук-Казына» и МОН РК.

 В    рамках Соглашения  о займе  между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития от 2 июля 2011 года Группа управления проектом Министерства образования разрабатывает методологию разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов и непосредственно 147 профессиональных стандартов (уже  разработаны проекты более  восьмидесяти профессиональных стандартов).

    На сегодня  МТСЗН согласованы и утверждены отраслевыми государственными органами  52 профессиональных стандартов (2 - для сферы туризма и гостеприимства, 5-для сферы образования, 7 сферы сельского хозяйства, 4 по транспорту (3 направления: ж/д, водный и автомобильный), 25 в сфере индустрии и торговли (энергетика, геология, металлургия и машиностроение), 15 в нефтегазовой отрасли, 1 МЧС по лифтовому хозяйству и эскалаторам).

          До конца года, с учетом поданных уполномоченными органами заявок предполагается разработать 176 профессиональных стандартов  на общую сумму
188 млн. тенге.

          Начата работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации.
Методическую помощь отраслевым ассоциациям в этом деле оказывает холдинг «Кәсіпқор». Разработаны институциональная модель независимого подтверждения квалификации и квалификационные требования по ряду специальностей.
 

          8. Будут ли вноситься изменения в профессиональные стандарты или они должны оставаться  стабильными?

            Для выполнения своих функций национальные профессиональные стандарты должны быть гибкими и открытыми для изменений вместе с  изменениями в содержании современных профессий и специальностей  и расширением перечня требований, касающихся личных умений по той или иной должности.

          Определенные изменения будут вноситься в профессиональные стандарты и в связи с созданием общего рынка труда и  единого образовательного пространства в рамках Единого экономического пространства. В ходе рабочих встреч с руководством Министерства труда Российской Федерации (2013 г.) достигнуто понимание и согласованы намерения  о координации работы по стандартизации профессиональной деятельности.          

        9.  Представленная Вами новая квалификационная система создается не в «чистом поле». До сих пор  многие пользуются едиными тарифно-квалификационными справочниками советского образца, внося в них некоторые коррективы. В чем, на Ваш взгляд различие между ними?

           Профессиональные стандарты сегодня продиктованы современным новым рынком труда и выступают «заказом» работодателей, и тогда как прежде они формировались централизованно.

         Далее, новые стандарты профессиональной деятельности разрабатываются по укрупненным группам профессий. Если действовавшие справочники содержали более пяти тысяч  профессий и должностей, то стандартов планируется разработать порядка 800-900.

         Еще одно различие заключается в отсутствии в прежних справочниках  выхода на образовательные стандарты. К тому же новые профессиональные и образовательные стандарты будут сфокусированы на профессиональных компетенциях.

       В отличие от прежних условий профессиональные стандарты  будут испытывать влияние глобализации и отражать интеграционные процессы.

        10. Какие на Ваш взгляд проблемы осложняют разработку профессиональных стандартов? И как предполагается их разрешить?

          В стандартизации профессиональной деятельности, как и во всяких переходных процессах, предстоит преодолеть инерцию сложившихся традиций централизованного формирования профессиональных стандартов и профессионального образования.

          Нельзя не отметить  недостаточную консолидацию работодателей по отраслям, отсутствие взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями.

          В этой связи потребуются дополнительные усилия для межотраслевой координации и  стимулирования активного участия всех заинтересованных сторон в данном процессе, дальнейшее совершенствование нормативной методической базы разработки профессиональных стандартов и подготовка специалистов данной сферы деятельности.

Разделы:
Изменён 25 октября, 2013 - 09:42
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий