A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Госпрограмма «Денсаулык» станет основой для планомерного развития системы здравоохранения Казахстана до 2050 года

Об этом сегодня на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК на тему «О развитии системы здравоохранения РК на новом этапе» сообщила Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова.

В начале своего выступления она отметила, что Государственная программа «Денсаулык» является логическим продолжением Госпрограммы «Саламатты Қазақстан», реализация которой завершается в этом году.

«В настоящее время перед системами здравоохранения многих стран мира, в том числе и Казахстана, стоят такие глобальные вызовы, как рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы здравоохранения за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения. В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий. Данная программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года», - сказала Тамара Дуйсенова. 

Министр подчеркнула, что на ближайшие 4 года стратегическими целями в сфере здравоохранения являются: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 73 лет к 2020 году, повышение доступности и качества медицинских услуг, улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении.

Тамара Дуйсенова сообщила, что в Казахстане будет создана система общественного здравоохранения на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания. Ее функции: повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков; обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом; обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны; обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности; внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональном и национальном уровнях.

Центральным звеном в системе организации медпомощи станет первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП), в рамках которой планируется поэтапное увеличение объема медицинской помощи и перечня лекарственных средств для бесплатного амбулаторного лечения. Универсальность ПМСП будет обеспечиваться путем дальнейшего перехода к семейному принципу обслуживания (далее - СПО), предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. СПО будет осуществляться врачами общей практики или мульти-дисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере увеличения численности врачей обшей практики и роста их компетенции, они будут замещать мульти-дисциплинарные команды.

Также предусмотрено дальнейшее развитие транспортной медицины, в том числе санитарной авиации, скорой медицинской помощи и телемедицины, сети передвижных аптечных пунктов.

Специализированная медицинская помощь будет интегрирована со всеми службами здравоохранения. При этом предусматривается разработка и реализация специальных планов действий по основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, беременность и родовспоможение. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.

Наряду с этим, продолжится развитие высококвалифицированной специальной медицинской помощи с привлечением лучших мировых практик.

Институциональной основой национальной системы управления качеством медицинской помощи станет Объединенная комиссия по качеству, на которую будут возложены следующие функции: утверждение клинических протоколов, стандартов в здравоохранении; совершенствование системы аккредитации медицинских организаций; содействие в реализации Национальной политики лекарственного обеспечения; принятие решений по включению и исключению лекарственных средств, изделий медназначения и других медицинских технологий в структуру тарифов, возмещаемых за счет ГОБМП и ОСМС; содействие в эффективном управлении человеческими ресурсами в здравоохранении.

С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, до конца 2015 года будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (далее - КНФ). За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом».

КНФ будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, он станет большим справочником, как для врачей, так и для граждан страны.

В целях обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения с 2017 года в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование. Государство будет осуществлять взносы за 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя.

Для аккумулирования взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медстрахования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.

Ставки взносов будут повышаться поэтапно: для государства от 4% в 2017 году до 7% в 2024 году, для работодателя от 2% в 2017 году до 5% в 2020 году, для работника с 1% в 2019 году до 2% в 2020 году, для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) от 2% в 2017 году до 7% в 2020 году. Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, для работников и самозанятых граждан - при исчислении индивидуального подоходного налога.

Дальнейшее развитие медицинского и сестринского образования будет предусматривать триединство клинической практики, медицинского образования и научной деятельности.

Для оценки уровня теоретических знаний и практических навыков выпускников будет внедрена система независимой оценки компетенции, базирующаяся на профессиональных стандартах и лучшей международной практике.

Реализация новой Госпрограммы развития здравоохранения «Денсаулык» будет способствовать укреплению здоровья граждан и общества в целом, увеличению продолжительности жизни; повышению доступности, полноты и качества медицинской помощи; расширению бесплатного амбулаторно-лекарственного обеспечения; снижению уровня неформальных платежей на здравоохранение; обеспечит доступ к современным и безопасным медицинским технологиям и лекарственным средствам. 

Кроме того, в ходе брифинга Тамара Дуйсенова затронула вопросы лекарственного обеспечения граждан. Она напомнила, что 30 марта т.г. Министерством здравоохранения и социального развития РК и фармассоциациями Казахстана был заключен Меморандум по сдерживанию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Целью подписания меморандума являлся поддержка социально-уязвимых слоев населения. Отечественные и международные производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения, дистрибьюторы и представители розничной торговли зафиксировали цены на уровне 1 марта 2015 года и взяли на себя социальную ответственность о сдерживании цен на 200 наименований часто используемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В частности, противовоспалительные, обезболивающие, жаропонижающие препараты, некоторые виды антибиотиков, а также шприцы и бинты. 

С 21 августа ежедневно специалистами территориальных департаментов Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗСР РК совместно с местными исполнительными органами проводится мониторинг аптек на предмет соблюдения условий меморандума. На сегодняшний день жалоб и обращений от населения не поступало.

Министр сообщила, что в настоящее время специалисты Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗСР РК проводят переговоры с представителями фармассоциаций страны по вопросу подписания подобного меморандума в следующем году.

Изменён 20 ноября, 2015 - 16:45
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Национальный план по обеспечению прав
Ящик идей
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
Новый национальный классификатор занятий