check
A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Информация по мониторингу социально-экономической ситуации в стране на 1 октября 2016 г. Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

Информация по мониторингу социально-экономической ситуации в стране

Социально-трудовая сфера

Социальное обеспечение и социальное страхование.

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном солидарном и добровольных уровнях.

С 1 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2015 года № 985 «О повышении размеров пенсионных выплат из уполномоченной организации и пенсионных выплат за выслугу лет с 1 января 2016 года» размеры пенсионных выплат повышены на 9 %.

В результате повышения, по состоянию на 1 октября 2016 года размер базовой пенсионной выплаты составил 11 965 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой пенсионной выплаты – 55 289 тенге.

Средний размер государственных социальных пособий составил: по инвалидности –          30 191 тенге, по случаю потери кормильца – 26 908 тенге, по возрасту – 11 887 тенге.

По состоянию на 1 октября 2016 года по республике насчитывается 22,8 тысяч получателей государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2.

С начала 2016 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и        № 2 с учетом повышения пособия составили 19 980 тенге и 17 774 тенге соответственно.

Средние размеры социальных выплат по утрате трудоспособности и по потере кормильца из ГФСС по состоянию на 1 октября 2016 года составили 11 049,3 и 14 175,3 тенге, соответственно.

Одновременно с повышением размеров пенсионных и социальных выплат проводится работа по совершенствованию социального законодательства:

– с начала 2014 года было введено субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. Из республиканского бюджета в сентябре 2016 года на индивидуальные пенсионные счета 84,9 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 357,7 млн. тенге (при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 10,9 млрд. тенге);

– введены обязательные профессиональные пенсионные взносы в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2016 года количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным профессиональным пенсионным взносам составляет 391 500 общий объем пенсионных накоплений 92,8 млрд. тенге. В целях реализации основных направлений Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года, 2 августа 2015 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения».

Социальная поддержка материнства и детства

В соответствии с законодательством была оказана государственная поддержка семьям, имеющим детей, на 1 октября 2016 года:

- пособие лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, получили в среднем в месяц 72,8 тыс. человек, на общую сумму 16,1 млрд. тенге;

- пособие на рождение ребенка получили 296,3 тыс. человек (что на 3,4 % больше аналогичного периода 2015 года) на сумму 21,8 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем в месяц 141,0 тыс. человек (что меньше на 0,6 % аналогичного периода прошлого года) на сумму 22,6 млрд. тенге;

- пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей охвачено 543,7 тыс. детей, что больше в сравнении с ситуацией на 1 октября 2015 года на 4,7 %, при этом сумма назначений составила 8,5 млрд. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2015 года увеличилась на 11,3 %).

В сентябре текущего года были осуществлены социальные выплаты из ГФСС на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года 199,5 тыс. получателям, при этом сумма выплат из ГФСС составила более 5,8 млрд. тенге.

Социальная поддержка уязвимых категорий населения.

Социальная помощь

В 2016 году продолжена поддержка малообеспеченных семей, на 1 октября т.г. адресная социальная помощь назначена 26,0 тыс. чел., что меньше в сравнении с ситуацией на 1 октября 2015 года на 25,3 %, при этом сумма назначений – 615,9 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2015 года уменьшилась на 18,1 %). Средний размер АСП за указанный период составил –2636,6 тенге, что больше на 9,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Во втором квартале 2016 года жилищная помощь была оказана 73,2 тыс. семьям (в сравнении с аналогичным периодом 2015 года уменьшилась на 2,8 %), на сумму  1,5 млрд. тенге. Средний размер жилищной помощи в 2 кв. 2016 года составил 3 329,3 тенге, что больше на 1,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Во исполнение поручений Главы государства Республики Казахстан проводится работа по изменению идеологии оказания адресной социальной помощи.

С 2014 года новые подходы оказания социальной помощи апробируются в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях, где внедрен пилотный проект «Өрлеу», предусматривающий оказание обусловленной денежной помощи для лиц, заключивших социальный контракт.

С 1 июля 2015 года география пилота была расширена еще на 38 пилотных районов и городов за счет средств местного бюджета.

В 2016 году внедрение новых подходов по оказанию АСП реализуется в пилотном режиме во всех регионах страны. На эти цели в республиканском бюджете на следующий год предусмотрено 1,4 млрд. тенге.

Согласно оперативным сведениям по состоянию на 1 октября 2016 года обусловленная денежная помощь назначена 30,1 тыс. человек на общую сумму 899,8 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета на эти цели направлено 468,4 млн. тенге, из местного бюджета – 431,4 млн. тенге.

Предпринимаемые меры по повышению благосостояния граждан также оказали положительное влияние на доходы населения.

Номинальные денежные доходы на душу населения в июле 2016 года сложились на уровне 74 532 тенге и увеличились на 9,3 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (68 193).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2 кв. 2016 года составил 2,6 %, что меньше на 0,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (2 кв. 2015 года – 2,7 %).

  Предоставление специальных социальных услуг

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» проводится реформа системы социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара, ухода на дому и временного пребывания.

Министерством проводится работа по расширению категорий получателей специальных социальных услуг. В феврале текущего года утвержден Стандарт оказания специальных социальных услуг жертвам торговли людьми; внесены изменения в Стандарт оказания специальных социальных услуг в условиях временного пребывания в части расширения категории получателей услуг лицами, освободившимися из мест лишения свободы и (или) лицами находящимися на учете в службе пробации.

Также в текущем году запланировано утверждение Стандарта оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия.

По состоянию на 1 января 2016 года системой социального обслуживания было охвачено более 97 тысяч граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц без определенного места жительства.

В 2015 году освоено 186,7 млн. тенге средств республиканского бюджета на реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг, на 2016 год выделено 243,1 млн. тенге целевых текущих трансфертов.

Одним из направлений проводимой модернизации системы оказания специальных социальных услуг в стране является развитие альтернативных услуг в неправительственном секторе, с 2009 года из средств республиканского бюджета финансируется на ежегодной основе размещение государственного социального заказа в НПО на оказание специальных социальных услуг в регионах.

С 2009 по 2015 годы развитие государственного социального заказа позволило увеличить число получателей услуг с 1,5 до 5 тыс. человек. Количество НПО за аналогичный период возросло с 4 до 81.

В 2015 году освоено 586,7 млн. тенге средств республиканского бюджета выделенных на развитие специальных социальных услуг, предоставляемых неправительственным сектором, на 2016 год выделено на данные цели 837,3 млн. тенге целевых текущих трансфертов.

О социальной защите инвалидов

Казахстан, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2015 году, провела работу по приведению национального законодательства в соответствии с нормами Конвенции.

Принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав инвалидов» (подписан 03.12.2015 г.), которым внесены поправки в 24 законодательных акта.

В реализацию данного Закона в I квартале 2016 года совершенствованы подзаконные акты в сфере автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, социальной защиты, здравоохранения, занятости, образования, внутренних дел, жилья и информации.

Так, внесено изменение в постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1420 «Об утверждении Правил предоставления и пользования жилищем из государственного жилищного фонда или жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде», согласно которому инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут обеспечиваться жильем не выше второго этажа (постановлением Правительства РК от 31.03.2016 г. № 163).

Впервые утверждены правила предоставления технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения осужденным, имеющим инвалидность и отбывающим наказание в учреждениях, и находящимся под стражей (приказ МВД РК от 28.12.2015 г. № 1088, зарегистрирован в МЮ РК 25.02.2016 г. за № 13238).

В целях определения единых требований к оборудованию и к производственной среде рабочего места инвалида, ускорения создания таких рабочих мест и успешной интеграции инвалидов в трудовую жизнь общества, были утверждены стандарты рабочего места инвалида (приказом МЗСР РК от 14.06.2016 г. № 519, зарегистрирован в МЮ РК  13.07.2016 г. за № 13913).

Был актуализирован Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения (далее – Перечень), предоставляемых инвалидам – устаревшие сурдо-, тифлотехнические средства были заменены на современные многофункциональные электронные гаджеты (постановлением Правительства РК от 23.12.2015 г. № 1036). Данные изменения вводятся в действие с 1 января 2017 года.

Также в 2017 году планируется существенно расширить Перечень, это новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения (термометр с речевым выходом, тонометр с речевым выходом, глюкометр с речевым выходом с тест полосками); обязательные гигиенические средства (катетер, впитывающие простыни, паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стопы, крем защитный, порошок (пудра) абсорбирующий, нейтрализатор запаха, очиститель для кожи, кресло-стул с санитарным оснащением); дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений (приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; опорные откидные поручни для туалетных комнат, поручни для ванных комнат, голосообразующий аппарат).

Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2016 году запланировано установить 3 308 единиц дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, обустраивать    154 единиц пешеходных переходов звуковыми устройствами.

В целях формирования позитивного отношения общества к проблемам инвалидности в республиканских и региональных СМИ было размещено более 8,0 тыс. материалов.

Также, с целью повышения уровня информированности населения о государственных мерах по обеспечению прав и улучшению положения лиц, имеющих инвалидность и нуждающихся в получении специальных социальных услуг, с 15 июня по 15 сентября 2016 года в стране проходила акция «Идем в народ!».

В течение трех месяцев сотрудники региональных управлений координации занятости и социальных программ с участием советников акимов регионов по делам инвалидов, неправительственных организаций, общественных объединений инвалидов провели встречи с трудовыми коллективами предприятий и организаций, в ходе которых были разъяснены населению страны основные направления социальной защиты инвалидов (1 475 встреч, 337 совещаний, круглых столов и семинаров, 658 статей в СМИ, 42 «прямых линии» с населением по телевидению и радио, 1 833 информации посредством средств наглядной агитации; 80 стендов, билбордов).

Продолжается работа по реализации третьего этапа (2016 – 2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 – 2018 годы.

Совместно с заинтересованными государственными органами проводится работа по формированию позитивного отношения инвалидов в социуме.

С августа 2014 года по инициативе Министерства ежемесячно реализуется акция общественного мониторинга по качеству проведения адаптации объектов.

В феврале т.г. регионами разработаны и утверждены региональные планы адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры на 2016 год.

На 1 октября 2016 года паспортизированы 26,9 тыс. объектов, из них 17,2 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 9,7 тыс. объектов. 

В целях формирования позитивного отношения общества к проблемам инвалидности в республиканских и региональных СМИ было размещено более 8,0 тыс. материалов.

С текущего года начата реализация третьего этапа (2016 – 2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 – 2018 годы.

Совместно с заинтересованными государственными органами проводится работа по формированию позитивного отношения инвалидов в социуме.

С августа 2014 года по инициативе Министерства ежемесячно реализуется акция общественного мониторинга по качеству проведения адаптации объектов.

В рамках трудоустройства инвалидов по состоянию за 2-квартал 2016 года трудоустроено 5 596 инвалидов.

Рынок труда и занятость. (на 01.10.2016г. по ДКЗ 2020)

В целях повышения эффективности регулирования рынка труда в 2016 году продолжается реализация Дорожной карты занятости 2020 (постановление Правительства РК от 31.03.2015 года № 162). На ее реализацию в отчетном году было направлено 128,4 млрд. тенге.

По состоянию на 1 октября т.г. включены в состав участников Программы 146,5 тыс. желающих принять участие в Программе, в числе которых безработными являются – 93,8 тыс. человек (64,0%), самостоятельно занятыми – 49,1 тыс. человек (33,5%) и 3 660 человек (2,5 %) являются частично занятыми наемными работниками. При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 45,6 %, доля женщин – 44,0 %.

По состоянию на 1 октября текущего года в числе целевых групп населения участниками Программы стали 4 129 инвалида, 124 воспитанника детских домов, 14 697 выпускников школ, организаций среднего и высшего образования и другие категории.

В рамках первого направления Программы в 2016 году предусмотрена реализация 5 243 проектов с планом создать в сельской местности около 41 тыс. рабочих мест.

В результате с учетом переходящих проектов с прошлого года начата реализация 2 411 проектов, из них завершено 1 081 проектов. На созданные рабочие места были трудоустроены 22 598 человек, из которых 12 090 – участники Программы или 53,5% от числа трудоустроенных.

В рамках второго направления запланировано обучить основам предпринимательства 3 414 человек. Направлены на обучение 1 963 человек, из которых завершили обучение основам предпринимательства 1 957 человек. Микрокредиты получили всего  6 834 человека, из них 407 человек за счет возвратных средств. Из числа получивших микрокредиты более 54,0 % или 3 692 человек стали предпринимателями, открыв собственное дело. Развитие предпринимательства на селе сопровождалось открытием новых рабочих мест. Это позволило дополнительно трудоустроить в текущем году еще 5 344 человек.

Приняты меры по обучению и переселению участников Программы.

По третьему направлению для повышения профессиональной мобильности бесплатным обучением с учетом переходящего контингента охвачено 6 621 человек, которым также были предоставлены меры государственной поддержки в виде субсидий на проезд до места обучения и проживание. 4 182 участника программы завершили обучение.

На 1 октября текущего года в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом было переселено 752 человек. 62,4 % из состава переселившихся трудоспособных были трудоустроены по новому месту жительства.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами проводится также работа по созданию новых рабочих мест.

По состоянию на 1 октября 2016 года создано 242,6 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности – 120,1 тыс. В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в торговле – 29,0 тыс., в строительстве – 25,9 тыс., в промышленности – 18,0 тыс. Из общего количества созданных рабочих мест 63,2% – постоянные рабочие места, остальные - временные и сезонные.

Реализуются меры по содействию занятости за счет местных бюджетов, по данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 октября текущего года в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 278,8 тыс. безработных граждан, из них 164,3тыс. (58,9 %) трудоустроены.

В 2016 году в рамках реализации Комплексного плана планируется охватить 417,2 тыс. человек, из числа безработных и непродуктивно самозанятого, что составляет 63,3% от общего числа безработных и 32,4% от общего числа непродуктивно самозанятых граждан по Республике Казахстан.

На 1 октября 2016 года в рамках Комплексных планов трудоустроены 342,6 тыс. человек или 92,6%.

Проводимые мероприятия в рамках Программы, реализация региональных программ развития территорий оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда в республике.

Уровень безработицы по итогам 2-квартала 2016 года по сравнению с итогом аналогичного периода 2015 года остался на прежнем уровне, и составил 5,0 %.

Численность занятых уменьшилась с 8 575,3 тыс. человек до 8 484,9 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 27,0 % до 25,7 %.

Уровень молодежной безработицы по итогам 2-квартала 2016 года сложился на уровне 4,2 % (в возрасте 15-28 лет), в 2-квартале 2015 года – 4,5 %.

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов. На 2016 год квота установлена в размере 63 тыс. единиц или 0,7 % к экономически активному населению республики.

В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 октября 2016 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Республики Казахстан действовало 31 633 разрешений иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности, из них, специалистов – 71 % (1-3 категории), 23,5 % – квалифицированных рабочих (4 категория), а также 5,5 % – сезонных иностранных работников.

Основными странами исхода трудовых мигрантов являлись Китай (12 302), Турция (3 726), Узбекистан (3 219), Великобритания (1 493) и Индия (1 384).

Предприятиями, привлекающими иностранную рабочую силу в текущем году в рамках выполнения особых условий, возлагаемых при выдаче разрешений, создано для казахстанских граждан – 12 051 дополнительных рабочих мест, прошли профессиональную подготовку – 133 казахстанских работника, прошли профессиональную переподготовку –  664 человека, прошли повышение квалификации – 3 909 казахстанских граждан и 11 иностранных специалиста были заменены казахстанскими кадрами.

Переселение оралманов. С 1991 года по 1 января 2016 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 261 104 семей или 957 772 этнических казаха, в т.ч. за 9 месяцев 2016 года 11488 семей или 23971 этнических казахов.

На 1 октября 2016 года большинство оралманов – 64,7 % прибыли из Республики Узбекистан, 3,4 % - из Туркменистана, 25,8 % являются выходцами из Китая, 2,8 % - из Монголии, 0,9 % - из России и 2,4 % - из других стран.

Страны исхода оралманов предопределили регионы их расселения. Наибольшее количество оралманов расселились в Алматинской – 29,4 %, Южно-Казахстанской –    28,0 %, Мангистауской 11,7 % и Жамбылской6,8 % областях.

Лица трудоспособного возраста составляют 64,7%, моложе трудоспособного – 29,2% и пенсионеры – 6,1 %.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 10,6% имеют высшее образование, 18,6% среднее специальное образование, 67,2% общее среднее образование, 3,6% не имеют образования.

Трудовые отношения

В целях совершенствования трудовых отношений реализуются:

- Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295) (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых рисков, в которой определены критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах. По состоянию на 27 сентября 2016 года число акций протеста составило 7 (6 - в Мангистауской и 1 - в Восточно-Казахстанской областях);    

- В рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан отраженного в программе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» продолжается работа по проведению обучения работников предприятий и организации основам трудового законодательства Республики Казахстан. По итогам III квартала 2016 года местными органами по инспекции труда областей, гг. Астана и Алматы по вопросам трудового законодательства проведено 1 613 семинаров.

Для регулирования трудовых отношений и защиты трудовых прав граждан принимаются меры по развитию системы социального партнерства.

В целях стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников между акиматами областей, работодателями и профсоюзами с начала 2015 года заключаются меморандумы. По состоянию на 1 октября 2016 года количество заключенных меморандумов составило 111 тыс. из них 1 631 – с крупными (охват – 85,4 %) и 109 552 – со средними и малыми предприятиями (охват – 66,9 %).     

На всех уровнях действуют трехсторонние комиссии, заключены Генеральное соглашение на 2015-2017 годы, 22 отраслевых и более 200 региональных соглашений (на уровне области, города, района).

Продолжается работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга На 1 октября 2016 года системой коллективных договоров охвачено 69,2 тыс. предприятий, или 32,5 % из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 84,4 % имеют коллективные договора. 

Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий). (справочно: на 1 октября 2016 года количество объектов аттестованных по условиям труда составило 1523, что на 82,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (833 объектов), количество внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда на 1 января 2016 года составило 1 463. На 1 октября 2016 года на производстве пострадало 1186 человек (в аналогичном периоде прошлого года – 1280), при этом число погибших составило 193 человек (в аналогичном периоде 2015 года – 187). 

Министерством проводится еженедельный мониторинг задолженности по заработной плате и совместно с Генеральной прокуратурой, региональными антикризисными штабами принимаются меры по ее погашению. 

По информации местных исполнительных органов, на 6 октября 2016 года, просроченная (свыше трех месяцев) задолженность по заработной плате в 19 предприятиях составила 200,1 млн. тенге перед 1 212 работниками (на 6 октября 2015 года в 17 предприятиях было 271,9 млн. тенге перед 762 работниками).  

Задолженность по заработной плате имеется в Акмолинской (14,9 млн. тенге), Актюбинской (12,7 млн. тенге), Атырауской (6,8 млн. тенге), Западно-Казахстанской (14,6 млн. тенге), Карагандинской (47,2 млн. тенге), Кызылординской (5,4 млн. тенге), Южно-Казахстанской (11,8 млн. тенге) областях и в городе Алматы (86,7 млн. тенге).   

На 1 октября т.г. в ходе проверок государственными инспекторами труда выявлена текущая задолженность по заработной плате в сумме более 5,6 млрд. тенге в 1 381 предприятиях перед 39 615 работниками. В результате принятых мер реагирования, в том числе установления жестких сроков и графиков погашения задолженности были защищены права более 36 тыс. работников, которым выплачено более 5,2 млрд. тенге. 

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основе системы оценки рисков (СОР), внедренной с начала 2010 года.

По состоянию на 1 октября 2016 года госинспекторами труда осуществлено 7897 проверок, в ходе которых выявлено более 13614 нарушений трудового законодательства.

По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено 3206 штрафов на общую сумму 446,5 млн. тенге (на 01.10.2015 г. – 313,4 млн. тенге).

Оплата труда

С 1 января 2016 года обеспечен рост минимального размера заработной платы (МРЗП) на 7 % - 22 859 тенге.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за II квартал 2016 года составила 143 600 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 15,6 %. Индекс реальной заработной платы за II квартал 2016 года составил 98,9 % к соответствующему периоду 2015 года.

Сфера здравоохранения

Медико-демографические показатели и заболеваемость.

По предварительным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитета статистики), основные демографические показатели на 1 сентября 2016 года представлены следующими показателями на 1000 человек населения: естественный прирост населения – 15,74 (за 8 мес. 2015 г. – 15,00), рождаемость – 23,22 (за 8 мес. 2015 г. – 22,68), смертность – 7,48 (за 8 мес. 2015 г. – 7,68).

Показатель естественного прироста населения ниже среднереспубликанского уровня отмечаются в Северо-Казахстанской (1,81), Костанайской (3,94), Восточно-Казахстанской (6,78), Павлодарской (7,12), Акмолинской (7,38), Карагандинской (7,81), Западно-Казахстанской (12,07) областях и г. Алматы (12,67).

          По итогам 9 месяцев 2016 года в республике показатель материнской смертности увеличился на 7,1 % и составил 12,1 на 100 тыс. живорожденных против 11,3 в аналогичном периоде 2015 года. При этом, наиболее высокие показатели материнской смертности зарегистрированы в Павлодарской (21,3), Западно-Казахстанской (20,1), Актюбинской (19,9) и Южно-Казахстанской (18,3) областях.

По данным Комитета по статистике показатель младенческой смертности за 8 месяцев 2016 года снизился на 6,9 %, составив 9,00 на 1000 родившихся живыми против 9,67в аналогичном периоде 2015 года. Наиболее высокие показатели младенческой смертности регистрируются в Кызылординской (11,75), Южно-Казахстанской (10,70) и Восточно-Казахстанской (10,05) областях.

Внедряются эффективные технологии (эффективная перинатальная помощь, интегрированное ведение болезней детского возраста), рекомендованные ВОЗ. Продолжается обучение медицинских работников по данным технологиям, а также по неотложной помощи. Для обеспечения необходимым объемом медицинской помощи матерей и детей медицинские организации распределены по уровням регионализации перинатальной помощи. В этой связи, осуществляется соответствующее оснащение оборудованием (кювезы, инфузоматы, мониторы жизненно важных функций, современные аппараты ИВЛ и др.).

Для повышения качества медицинской помощи женщинам и детям в практическую деятельность профильных медицинских организаций внедрены инструменты оценки, рекомендованные ВОЗ.

В целях снижения материнской и младенческой смертности осуществляется ежедневный мониторинг критических состояний беременных, рожениц и родильниц как на уровне регионов, так и на республиканском уровне.

Регулярно проводятся заседания Республиканского штаба по принятию неотложных мер по снижению материнской и младенческой смертности с разбором каждого случая материнской смертности (далее - Штаб), а также представляются результаты анализа младенческой смертности. Так, за 9 месяцев т. г. проведено 10 заседаний Штаба.

Для снижения детской смертности и заболеваемости пневмонией, профилактики ее осложненных форм в течении последних 5 лет осуществляется вакцинация детей против пневмококковой инфекции в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

За 9 месяцев 2016 года одобрено и утверждено 71 клинических протоколов по педиатрии, 8 - по акушерству и гинекологии.

За 1 полугодие 2016 года показатель заболеваемости всего населения республики составил 55161,8 на 100 тыс. населения против 48170,1 в аналогичном периоде 2015 года.

Анализ заболеваемости населения туберкулезом за 9 месяцев 2016 года свидетельствует о снижении данного показателя в целом по республике на 8,2 %, составив 54,8 на 100 тыс. населения против 59,7 за аналогичный период 2015 года. При этом, высокие показатели по сравнению с республиканским уровнем сохраняются в Северо-Казахстанской (74,5), Акмолинской (72,7), Кызылординской (66,4), Костанайской (65,6) Атырауской (64,4), и Мангистауской (59,9) областях.

                                                                                                      

Показатель смертности от туберкулеза в республике за 9 месяцев 2016 года снизился на 5,7 % и составил 3,3 на 100 тыс. населения против 3,5 за аналогичный период 2015 года.

Внедрение передовых инновационных лабораторных технологий по ускоренной диагностике туберкулеза и МЛУ ТБ позволило своевременно выявить и сократить сроки начала лечения. За указанный период 2016 г. тестом на лекарственную чувствительность охвачено 99 % больных туберкулезом.

Охват больных МЛУ ТБ лечением противотуберкулезными препаратами второго ряда составляет по итогам 7 месяцев 2016 года 98,6 % (стандарт ВОЗ – 85 %).

Эффективность лечения как среди впервые выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением и сохраненной лекарственной чувствительностью  86,7 % (2015 году – 87,2%), так и среди больных с множественной лекарственной устойчивостью к туберкулезу на 74 % (2015 году - на 74,5). Охват больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью противотуберкулезными препаратами второго ряда составляет 98,9% (стандарт ВОЗ -85%). 

Проведено 2 заседания Республиканского штаба по снижению заболеваемости туберкулезом по актуальным проблемам туберкулеза с принятием конкретных решений.

Показатель заболеваемости БСК за 9 месяцев 2016 года составил 2311,2 на 100 тыс. населения против 2071,2 за аналогичный период 2015 года. Высокие показатели данной заболеваемости отмечаются в городе Алматы (3294,3) и Южно-Казахстанской (2877,9), Северо-Казахстанской (2854,0), Кызылординской (2823,4), Восточно-Казахстанской (2762,9) и Жамбылской (2664,2) областях.

По данным Комитета по статистике, за 8 месяцев 2016 года смертность от БСК составила 179,85 на 100 тыс. населения против 213,18 за аналогичный период 2015 года. При этом, показатель смертности от БСК выше среднереспубликанского отмечается в Карагандинской (337,06), Северо-Казахстанской (273,96), Акмолинской (264,95), Павлодарской (216,87) и Западно-Казахстанской (205,74) областях.

В рамках реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 – 2019 годы был создан Координационный совет по внедрению интегрированных моделей службы родовспоможения и детства, оказания медицинской помощи при остром инфаркте миокарда и травмах, управлений острыми инсультами и онкологическими заболеваниями в Республике Казахстан.

Координационный совет по внедрению интегрированных моделейслужбы родовспоможения и детства, оказания медицинской помощи при остром инфаркте миокарда и травмах, управлений острыми инсультами и онкологическими заболеваниями в Республике Казахстан является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

В рамках реализации Дорожной карты по внедрению «Интегрированной модели оказания медицинской помощи при остром инфаркте миокарда (ОИМ)» проанализированы нормативно-правовые акты по оказанию медицинской помощи с ОИМ.

При анализе кадрового обеспечения выявлен дефицит кадров по РК (кардиологи, врачи функциональной диагностики), рассматривается возможность переподготовки кадров по функциональной диагностике (ЭХОКГ) специалистам, закончившим ВУЗ после 2014 г.

За 9 месяцев 2016 года показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями составила 202,2 на 100 тыс. населения против 199,3 за аналогичный период 2015 года. Наиболее высокие показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями наблюдаются в Северо-Казахстанской (335,2), Павлодарской (309,5), Костанайской (300,9), Восточно-Казахстанской (300,0), Карагандинской (293,6) областях, что объясняется увеличением выявляемости в ходе проведения скрининговых исследований на выявление онкозаболеваний на ранних стадиях.

Показатель смертности от злокачественных новообразований по данным Комитета по статистике за 8 месяцев 2016 года в республике составил 89,55 против 93,34 на 100 тыс. населения за аналогичный период 2015 года. При этом, наиболее высокие показатели смертности от злокачественных новообразований отмечаются в Павлодарской (143,33), Северо-Казахстанской (134,60), Восточно-Казахстанской (133,43) и Акмолинской (121,07) областях.

За 9 месяцев 2016 года число несчастных случаев, травм и отравлений составило 3156,3 на 100 тыс. населения против 2879,8 за аналогичный период 2015 года. Данный показатель выше среднереспубликанского уровня отмечается в Восточно-Казахстанской (5421,3), Павлодарской (5191,3), Карагандинской (4799,3), Северо-Казахстанской (4392,7) областях и в г. Астана (3793,2).

За 8 месяцев 2016 года по данным Комитета по статистике смертность от несчастных случаев, отравлений и травм снизилась и составила 77,44 на 100 тыс. населения против 86,50 за аналогичный период 2015 года. Показатель смертности выше среднереспубликанского показателя наблюдается в Северо-Казахстанской (132,75), Восточно-Казахстанской (126,66), Костанайской (112,84), Акмолинской (105,13) и Павлодарской (101,22) областях.

Медицинская помощь населению и ресурсы здравоохранения.

На 1 января 2016 года медицинскую помощь населению республики оказывают 901 больничных (703 системы МЗСР РК, 161 частных и другие ведомства - 37) и 3 149 амбулаторно-поликлинических организаций (2 141 системы МЗСР РК, 941 частных и другие ведомства – 67).

Сельскому населению республики медицинскую помощь оказывают 143 центральных и районных больниц, 61 сельских участковых и сельских больниц, 1585 врачебных и семейных врачебных амбулаторий, 4060 фельдшерско-акушерских и медицинских пунктов.

Количество коек (системы здравоохранения) за 9 месяцев 2016 года уменьшилось до 92 321 против 94 487 в аналогичном периоде 2015 года. Показатель обеспеченности койками за 9 месяцев 2016 года составил 51,7 на 10 тыс. населения против 53,7 в аналогичном периоде 2015 года.

За 9 месяцев 2016 года в больничные организации республики поступило на лечение 2059,7 тыс. больных против 1997,7 тыс. больных за аналогичный период 2015 года.

За 9 месяцев 2016 года обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составила 29,5 против 29,8 за аналогичный период 2015 года, средними медицинскими работниками –       79,0 на 10 тыс. населения против 78,4 соответственно.

 

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office informaciya_o_soc._ekonom._razvitii_na_01.10.16_g.doc119.5 КБ
Изменён 11 ноября, 2016 - 19:09
Голосуй за лучшего работника системы соцзащиты
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Голосование за лучший социальный проект
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий