A A A
Перейти к содержимому

Вы здесь

Доклад Министра ТСЗН РК на пленарном заседании Мажилиса Парламента 12.06.2019 года по проектам Законов «Об обязательном социальном страховании» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального страхования»

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!                                 

Уважаемые депутаты!

Проект Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции разработан в реализацию поручений Первого Президента РК – Елбасы.

Основная цель - усиление взаимосвязи между трудовым стажем и размерами выплат в системе обязательного социального страхования, а также обеспечение с 2020 года роста размеров социальных выплат по утрате трудоспособности, потери кормильца и потери работы в среднем на 30%.

Для достижения этих целей Законопроектом предусматривается пересмотр параметров назначения социальных выплат по трем видам социальных рисков, а именно,

Первое, предлагается пересмотреть коэффициент стажа участия в системе для получателей, чей стаж превышает 5 лет.

Данный коэффициент применяется при определении размера трех видов социальных выплат.

На сегодняшний день, максимальная величина данного коэффициента составляет 1,0 для граждан со стажем участия от 5 лет и выше. Таким образом, отсутствует механизм стимулирования большего участия в системе для участников со стажем 5 и более лет.

 В этой связи предлагается, за каждый полный год сверх
5 лет стажа участия в системе, повышать коэффициент
на 2%.

Численность участников системы обязательного социального страхования со стажем более 5 лет составляет 3,4 млн. человек или порядка 55% от общего числа участников (6,1 млн. человек) в 2018 году.

Второе. В целях повышения уровня социальной защищенности лиц с инвалидностью, предлагается определять размер социальных выплат по утрате трудоспособности исходя из фактически установленной медико-социальной экспертизой степени утраты трудоспособности
(от 30% до 100%).

Сегодня, применяются усредненные коэффициенты утраты общей трудоспособности (к примеру, при утрате трудоспособности от 30% до 59% применяется коэффициент 0,3, от 60% до 79% коэффициент 0,5, от 80% до 100% коэффициент 0,7). По новому механизму при установлении степени утраты трудоспособности 65%, коэффициент будет составлять 0,65, 80% - 0,8, 100% - 1,0 соответственно.

Если рассмотреть на конкретном примере, то для участника системы с 7-летним стажем участия и среднемесячном доходе в 100 тыс. тенге, которому установлена степень утраты общей трудоспособности на уровне 65%, размер выплаты с учетом новых параметров составит 31 080 тенге, при действующих параметрах
- 22 988 тенге (рост на 35%).

Учитывая, что система обязательного социального страхования это дополнительный (обязательный) уровень социальной защиты, к данной выплате необходимо прибавить выплату государственного социального пособия по инвалидности. К примеру, для инвалида 2 группы размер составляет 45 438 тенге в 2019 году, соответственно общая сумма выплаты составит – 76 518 тенге.

 

Справочно: по итогам 2018 года среднегодовая численность получателей социальной выплаты по утрате общей трудоспособности составила – 83,1 тыс. человек, общий объем выплат 12,3 млрд. тенге.

Третье. Для повышения социальной защищенности семей, оставшимся без кормильца, предлагается повысить размеры социальных выплат путем изменения коэффициентов количества иждивенцев.

К примеру:

1) при одном иждивенце предлагается повысить с 40% до 50%;

2) при двух с 50% до 65%;

3) при трех с 60% до 80%;

4) при четырех и более иждивенцах с 80% до 100%.

В целом, рост каждого коэффициента составляет порядка 25% от прежней величины.

К примеру, в случае потери кормильца, который являлся участником системы на протяжении 7 лет и со среднемесячным доходом в 100 тыс. тенге, размер социальной выплаты на одного иждивенца при новых параметрах составит 23 907 тенге, что на 30% выше размера выплаты при действующих параметрах - 18 390 тенге.

Учитывая, что система социального обеспечения лиц, потерявших кормильца является многоуровневой, в сумме с государственным социальным пособием по потере кормильца, общая сумма выплаты вырастет до 49 448 тенге.

 

Справочно: по итогам 2018 года среднегодовая численность получателей социальной выплаты по потере кормильца составила – 45 тыс. человек, общий объем выплат 8,7 млрд. тенге.

Четвертое. Предлагается пересмотреть параметры назначения социальной выплаты по потере работы, в частности:

1) повысить коэффициент замещения дохода с 30% на 40% (в целях приведения в соответствие с рекомендациями МОТ);

2) увеличить продолжительность социальной выплаты по потере работы с 4 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе (В настоящее время социальная выплата осуществляется на 6 месяцев только по отдельным причинам потери работы – сокращение штата, ликвидация юридического лица).

 

Справочно: по итогам 2018 года среднегодовая численность получателей социальной выплаты по потере работы составила – 47,6 тыс. человек, общий объем выплат 3,6 млрд. тенге.

Вместе с тем, в целях недопущения разрыва между размерами социальных выплат новых и состоявшихся получателей, предлагается осуществить единовременный перерасчет размеров социальных выплат с применением новых параметров для состоявшихся получателей социальных выплат по утрате трудоспособности и потере кормильца.

 

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!    

Уважаемые депутаты!

В целом предлагаемые изменения в законопроекте позволят повысить размеры социальных выплат по трем видам социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы, для 200 тыс. получателей в среднем на 30%.

Вместе с тем, это позволит усилить взаимосвязь между размером социальных выплат и стажем участия в системе социального страхования.

Реализация проекта не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета и не повлечет отрицательных социально-экономических или правовых последствий.

В этой связи, позвольте выразить благодарность депутатам за внесенные поправки и конструктивную работу.

Прошу поддержать!

Благодарю за внимание!

 

Изменён 12 июня, 2019 - 15:32
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий